Москва C

Мемория. Владимир Ветчинкин





29 (17) июня 1888 года родился ученый Владимир Ветчинкин, специалист в области аэродинамики.
Личное дело
Владимир Петрович Ветчинкин (1888 – 1950) родился в городе Кутно Варшавской губернии, где служил его отец – армейский штабс-капитан. В 1907 году Владимир Ветчинкин поступил в Московское высшее техническое училище, где его наставником стал создатель аэродинамики Николай Жуковский. Еще в студенческие годы Ветчинкин совместно с Жуковским написал работу о теории завихрения авиационных винтов.
В 1915 году окончил курс обучения и стал работать в МВТУ, где руководил проектированием аэропланов, винтов и крыльчатых вентиляторов. Подготовил работы «Конспект лекций по расчету аэропланов на прочность», «Наставление к регулировке аэропланов на затяжку проволок», «Расчет гребного винта» (1917), «О выборе материалов для аэропланных конструкций под условием наименьшего веса» (1918).
Хотя основные работы Ветчинкина в области аэродинамики были направлены на применение в области авиации, он также стал одним из основателей российской ветроэнергетики. В 1914 – 1931 годах совместно с курским изобретателем Анатолием Уфимцевым создал первую в стране ветряную электростанцию. На башне высотой 42 метра располагалось ветроколесо с тремя десятиметровыми лопастями, электростанция имела маховик в виде диска диаметром 95 см и массой 328 кг, помещенного в кожух с разреженным воздухом, и динамомашину постоянного тока мощностью 3,5 кВт. Маховик служил инерционным аккумулятором, помогая сохранить выработку энергии в безветренную погоду.
В 1916 году Жуковский и Ветчинкин организовали Бюро авиационных вычислений и испытаний при Аэродинамической лаборатории Московского высшего технического училища. В 1918 году Ветчинкин был одним из ближайших помощников Жуковского при основании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
В 1921-1925 годах Ветчинкин читал лекции по теории ракет и космических путешествий, и был первым, кто представил правильные теории межпланетных полетов, основанные на эллиптических орбитах. В 1923 году Владимир Ветчинкин стал профессором в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского (в то время – Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского). В 1925-1927 годах он работал над динамикой полета крылатых ракет и реактивных самолетов и принимал участие в деятельности РНИИ (Научно-исследовательский институт реактивного движения). В 1944 году Владимир Ветчинкин возглавил кафедру теоретической механики МВТУ, где работал до конца жизни.
После окончания Второй мировой войны Ветчинкин вернулся к своим давним исследованиям в области ветровых двигателей. В ЦАГИ по инициативе Ветчинкина был создан специальный отдел ветряных двигателей, а также была построена специальная ветросиловая лаборатория.
Умер Владимир Ветчинкин в Москве 6 марта 1950 года.
Чем знаменит






Выдающийся специалист по аэродинамике Владимир Ветчинкин наиболее известен работами по теории воздушного винта, но его исследования охватывали самые разные вопросы динамики полета: теорию разбега и послепосадочного пробега самолета по земле, посадку, капотирование и парашютирование самолетов, теорию шасси, мертвые петли, виражы, спирали, выдерживание самолета параллельно земле, падение и планирование самолета в среде переменной плотности, перекручивание крыльев в потоке воздуха и многое другое.
Был автором фундаментальных работ: «Динамика полетов» (1929), «Динамика самолета» (1933), «Теория гребных винтов» (1929), «Теория и расчет воздушного винта (аэродинамика)» (1939), «Теория и расчет гребного винта» (1940). Также опубликовал ряд трудов в области методов приближенных вычислений: «Методы приближенного и численного интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений», «Руководство по приближенным вычислениям» и «Новые формулы численных квадратур».
О математических работах Ветчинкина академик Николай Лузин отзывался так: «Профессор В. П. Ветчинкин является одним из самых сильных специалистов в СССР в отношении к приближенным вычислениям. Его знания в этой области громадны, его энергия – всем к тому же известная – в вычислениях, в сравнении точности различных по характеру методов и в отыскании наиболее экономных схем – неисчерпаема. К этому же следует прибавить весьма тонкое и безошибочное чувствование им свойств каждого в отдельности метода, и, что важнее всего, границ его применимости».

О чем надо знать
Владимир Ветчинкин стал одним из первых, кто признал значимость работ теоретика космонавтики Юрия Кондратюка. 26 января 1926 года он по поручению научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства подготовил отзыв о рукописи работы Кондратюка «О межпланетных путешествиях», где содержался расчет оптимальных траекторий полета к Луне и планетам с использованием гравитационного маневра. Ветчинкин в своем отзыве дал высокую оценку работе Кондратюка и рекомендовал ее к изданию, а автора советовал вызвать для работы в конструкторских учреждениях в Москве. Однако сделано этого не было, а в 1931 году Кондратюк был арестован и осужден по обвинению во вредительстве.

Прямая речь
«Однажды профессор читал в Московском университете лекцию на фантастическую, как тогда казалось, тему: "Полет на Луну". В аудитории царило необыкновенное оживление, публика собралась развлечься. Надо отметить, что труды Циолковского к тому времени не получили широкого распространения и над умами ученых властвовал постулат, что для преодоления земного притяжения потребовалось бы бесконечное количество топлива – и, следовательно, идея звездоплавания сама по себе считалась абсурдной. Лектора перебивали, из зала доносились смешки и оскорбительные замечания. Несмотря на это, Ветчинкин дочитал до конца. "Достопочтенные коллеги, – проговорил он совсем тихо. – И вот чем осмелюсь здесь я закончить... Человек достигнет Луны еще в нашем столетии". В зале кто-то закричал: "Нельзя ли поточнее?!" "Не улыбайтесь, коллеги! – успокоил Ветчинкин. – Извольте, поточнее. По моим расчетам, учитывающим технический прогресс, человечество достигнет Луны не позже семьдесят второго года! Прошу мне верить!"».
Ирина Владимирова
7 фактов о Владимире Ветчинкине



Тема дипломного проекта Владимира Ветчинкина – «Тяжелый аэроплан типа „Илья Муромец“».




У Владимира Ветчинкина был прекрасный тенор. Долгое время ученый пел в церковном хоре.




Владимир Ветчинкин был популярным лектором. На его лекции приходили не только студенты, но и все желающие, в том числе дамы, очарованные его пением в церковном хоре. Однажды, когда он как-то нарисовал на доске профиль крыла и, как было принято, назвал его дужкой, в аудитории вдруг раздался возглас: «О господи! Вы сами душка, профессор!».




В начале Первой мировой войны Владимир Ветчинкин пробовал научиться летать в Московской школе авиации, но несколько неудачных попыток заставили его отказаться от полетов.




Именем Владимира Ветчинкина назван кратер на обратной стороне Луны.




Владимир Ветчинкин награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды.




Сын Владимира Ветчинкина Николай (1929 – 2006) также стал ученым и инженером, работал в научно-исследовательском институте Центрального управления космических средств Министерства обороны СССР (ныне - НИИ Военно-космических сил имени М. К. Тихонравова), был доктором технических наук, академиком Академии космонавтики России.



Материалы о Владимире Ветчинкине
Статья о Владимире Ветчинкине в русской Википедии
Владимир Ветчинкин в проекте «Хронос»
Владимир Ветчинкин на сайте «История авиации и воздухоплавания»
Биография на сайте кафедры теоретической механики МГТУ имени Баумана


0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Загрузка...

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *