Москва C

Мемория. Георгий Гурджиев


13 января 1866 года родился Георгий Гурджиев, философ-мистик.

Личное дело

Георгий Иванович Гурджиев (1866—1949) родился в Армении, в городе Александрополь (ныне Гюмри). Его отец-грек был известным ашугом – так называли поэтов и сказителей - по прозвищу Адаш. Георгий был старшим из шести его детей. Отец часто брал сына на состязания, на которых ашуги, приезжавшие из многих стран, таких, как Персия, Турция, Кавказ и даже из некоторых областей Туркестана, соревновались перед большим количеством зрителей в искусстве пения и импровизации. Соревнования проводились, в основном, на турецком языке, который был в этих местах общепринятым языком межнационального общения и позволял людям, говорившим на разных диалектах, понимать друг друга.

Через некоторое время семья перебралась в Карс, где отец сперва отдал Георгия в греческую школу, а затем перевел в русскую. Спустя несколько лет мальчик был переведен на домашнее обучение.

В дальнейшем он был отдан в русскую духовную семинарию, по окончании которой
служил дьяконом в карском соборе.

Под влиянием отца и настоятеля Борша Гурджиев еще подростком начал интересоваться познанием жизненного процесса на Земле, и, в особенности, цели человеческой жизни. Позднее он увлекся сверхъестественными явлениями, загорелся желанием постичь их природу. С этой целью много читал, общался с христианскими священниками, а потом отправился путешествовать.

С 1890 по 1910 годы Гурджиев объездил Закавказье, Египет и Ближний Восток, Среднюю Азию, Индию, Тибет. Успенский в книге «В поисках чудесного» вспоминает: «О школах, о том, где он нашел знание, которым, без сомнения, обладал, он говорил мало и всегда как-то вскользь. Он упоминал тибетские монастыри, Читрал, гору Афон, школы суфиев в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане, а также дервишей различных орденов; но обо всем этом говорилось очень неопределенно». В своих странствиях Гурджиев изучал различные духовные традиции - суфизм, буддизм и восточное христианство, собирал отрывки древних знаний, а также духовную музыку и ритуальные танцы посещаемых им стран. По некоторым сведениям, во время этих странствий Гурджиев освоил множество приемов гипноза и сверхъестественных фокусов.

В своих поездках работал экскурсоводом в Египте и Иерусалиме, сборщиком податей у тибетских лам, рабочим на железной дороге в Турции, продавал воробьев, крашенных под канареек, держал мастерскую по починке всего сломанного, владел нефтяными скважинами и рыболовными судами, торговал коврами. При этом все заработанные средства тратил на путешествия. «Я искал путь к истине. Я хотел исследовать со всех сторон и понять точный смысл и цель жизни человека», - объяснял он свою страсть.

В 1912—1913 годах Гурджиев приехал в Москву, где вокруг него быстро собралась небольшая группа учеников. Весной 1915 года он встретился с философом и оккультистом Петром Успенским - к тому времени уже известным автором ряда работ по философии и также увлеченным путешественником. К моменту их знакомства Успенский уже опубликовал книгу «Четвертое измерение», совершил длительное путешествие в Индию и на Цейлон и готовился к новой поездке, уже в русскую часть центральной Азии и в Персию. Их первая встреча изменила планы Успенского: уверившись, что новый знакомый сможет дать ему ответы, которые он напрасно искал на Востоке, Успенский стал учеником Гурджиева и оставался им на протяжении многих лет.

После этого Гурджиевым заинтересовались знакомые Успенского из числа творческой интеллигенции. Вскоре небольшая группа его последователей была создана также и в Петербурге. Успенский адаптировал идеи Гурджиева к европейскому менталитету, переведя их на язык, понятный западной культуре.

Когда произошла Октябрьская революция, Гурджиев с коммуной учеников находился на северном Кавказе в Ессентуках. После начала гражданской войны он с несколькими учениками предпринял рискованный переход через перевалы Кавказа в направлении Тифлиса, откуда перебрался в Константинополь.

В Тифлисе к Гурджиеву присоединился театральный художник и декоратор Александр де Зальцманн, этнический немец из Грузии. Его жена — француженка Жанна де Зальцманн впоследствии во многом способствовала распространению учения Гурджиева во Франции.

В Тифлисе, а затем и в Константинополе Гурджиев предпринял первые попытки основать «Институт гармонического развития человека». Перебравшись с группой последовавших за ним учеников в Германию, он пытался открыть его и там, но, столкнувшись с запретом властей, перебрался во Францию. На средства учеников им был куплен замок в поместье Приэре около Фонтенбло под Парижем, где и была в итоге основана коммуна.

Основой обучения в Институте гармонического развития человека был принцип маятника, а точнее - выведения его из состояния равновесия. Гурджиев утверждал, что любое развитие начинается в борьбе, что для эффективного роста требуется вывести человека из зоны комфорта. Избалованные аристократки в Институте Гурджиева стирали и забивали гвозди, а человека, боящегося вида крови, отправляли резать скот.

Коммуна довольно скоро приобрела известность, в нее стали приезжать именитые гости – сперва англичане, последователи Успенского, затем - американцы. Сюда же тянулась и французская богема, искавшая необычных приключений, и русские эмигранты. Утверждается, что пару выходных дней в Приерэ даже провел архиепископ Кентерберийский.

В январе 1924 года дороги Гурджиева и его главного ученика Успенского разошлись. Петр Успенский порвал все связи с учителем. На вопрос о причинах разрыва он отвечал: «Мистер Гурджиев – человек экстраординарный, и его возможности превышают таковые каждого из нас. Но и он может ошибаться. Он сейчас переживает кризис, последствия которого невозможно предвидеть... Сейчас, в разгар битвы, находиться рядом с ним крайне опасно... Он может сойти с ума или навлечет на себя несчастье, в котором пострадают все окружающие».

Успенский продолжил свой путь самостоятельно, вернувшись в Великобританию. Гурджиев в сопровождении четырех десятков учеников отправился в начале января 1924 года в Нью-Йорк, чтобы представить американской публике две серии театральных представлений — в Neighborhood Playhouse и в Карнеги-холле. Через несколько недель после возвращения из Америки, в июле 1924 года, Гурджиев попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. Возвращаясь из Парижа в Приоре, он не справился с управлением и на огромной скорости врезался в дерево.

С трудом оправившись от аварии, Гурджиев принимает решение о частичном закрытии Института и начале писательской деятельности, — чтобы «передать идеи в форме, доступной для других». После этого Приерэ становится более закрытым, хотя многие ученики Гурджиева остаются там или продолжают его регулярно посещать.

После аварии Гурджиев прожил еще 25 лет. Выкарабкавшись почти с того света, он из практикующего мага превращается в писателя, работая над «Все и вся» (All and Everything?) - десятью книгами, объединенными в три серии:

«Рассказы Вельзевула своему внуку»;

«Встречи с замечательными людьми»;

«Жизнь реальна только тогда, когда Я есть».

Завершив «Все и вся» и окончательно закрыв институт в Приерэ, Гурджиев перебрался в Париж, где продолжил работу с французскими учениками, организовывая встречи в городских кафе или у себя дома. Эта деятельность не прекращалась даже во время Второй мировой войны, — период, который он провел безвыездно в Париже.

После окончания войны Гурджиев собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его учения, в частности, учеников уже ушедшего к тому моменту из жизни Петра Успенского.

В последний год жизни Гурджиев дал своим ученикам указания о публикации двух своих книг («Все и вся» (Рассказы Вельзевула) и «Встречи с замечательными людьми») и переправленной ему рукописи П. Д. Успенского «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного Учения», которую счел весьма оригинальной версией изложения своих лекций, прочитанных в 1915—1917 годах в России.

Георгий Гурджиев умер в больнице парижского пригорода Нейи-сюр-Сен 29 октября 1949 года. Похоронен на кладбище в окрестностях Приерэ.

Георгий Гурджиев. 1935-1945гг. Janet Flanner-Solita Solano papers/Wikimedia Commons

Чем знаменит

Георгий Гурджиев считается одним из главных мистических учителей XX века. Его учение, получившее у последователей название «Четвёртого пути», было посвящено саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни. В первой половине прошлого века Гурджиев был одним из повелителей дум в России и Европе – на его учение была настоящая мода.

Русское общество с начала Первой мировой войны пыталось найти объяснения происходящему хаосу. Многие искали их в поэтических безумствах и мистических движениях. Гурджиев с его учением о «Четвертом пути» (или, как он стал звать его позже, «Пути хитреца») оказался востребован.

«Россия была разорвана войной и революцией. Гурджиев был неизвестным "человеком-тайной". Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с ним, хотел за ним последовать», - рассказывал один из его первых учеников.

По Гурджиеву, путь первый – это путь факира. Человека, который ради познания мира жертвует физическими благами и, умерщвляя плоть, постигает бога. Второй путь – путь монаха. Монах обуздывает сердце, эмоции. Третий путь – путь йогина, человека, который подвергает суровой дисциплине свой ум. Идущий же Четвертым путем объединяет достоинства остальных трех.

От своих учеников Гурджиев требовал постоянно практиковать напряженные умственные и физические упражнения, а также строжайший распорядок дня. Но главной практикой были физические упражнения под музыку - определенный набор движений, выполняемых в строгой последовательности и в четко заданном ритме. Гурджиев утверждал, что, выполняя их, ученики достигнут полного физического контроля над своим телом, научатся управлять собой, постепенно раскрывая в себе высшие формы сознания.

Эти танцы легли в основу балета «Битва магов», который был частично представлен публике в конце 1923 года на Елисейских Полях. Театральный спектакль анонсировался как танцы дервишей и священных церемоний, а также как обучающий метод. Среди разнообразных фокусов и магических демонстраций, были показаны и фрагменты будущего балета. Особенно шокировал публику эпизод, во время которого группа учеников разворачивалась лицом к сцене, резко бросалась к рампе и, перепрыгнув через оркестровую яму, хаотично валилась в первые ряды партера. Казалось, все они должны были покалечиться, однако когда ученики по команде Гурджиева поднимались, на них не было ни царапины.

После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн объединила учеников различных групп, что положило начало сообщества, известного как Фонд Гурджиева («Гурджиевское общество»). Активным распространением идей Гурджиева после его смерти занимались британский математик Джон Г. Беннетт, британский психиатр Морис Николл, английский писатель Родни Коллин и лорд Пэнтланд. Книги журналиста и исследователя спиритуализма Петра Успенского также способствуют распространению основ гурджиевского учения.

В настоящее время гурджиевские группы существуют во многих городах мира, а его книги издаются на Западе и в России большими тиражами.

О чем надо знать

Некоторые эзотерики уверяют, что Гурджиев влиял не только на отдельных своих современников, но и в значительной степени на общественную и политическую жизнь целых стран и народов. В 2007 году по российскому телевидению показали фильм о Гурджиеве под названием «Гитлер, Сталин и Гурджиев». В нем предпринималась попытка доказать, что между Гурджиевом и двумя диктаторами существовала связь, что Сталин, и Гитлер в разное время были учениками Гурджиева а в их деяниях можно усмотреть следы гурджиевской воли.

В частности, утверждается, что Гурджиев повлиял на то, что Сталин сменил дату своего рождения. Утверждается также, что свастика в качестве символа национал-социализма также появилась при непосредственном участии Гурджиева.

Прямая речь

О саморазвитии: «Единственный путь для развития – создать борьбу внутри себя. Схватка, борьба – вот основа развития. Когда нет борьбы, то ничего не происходит – человек остается машиной».

Философ и писатель Петр Успенский о Георгии Гурджиеве: «Он производил странное, неожиданное и почти пугающее впечатление плохо переодетого человека, вид которого смущал вас, потому что вы понимаете, что он – не тот, за которого себя выдает, а между тем вам приходится общаться с ним и вести себя так, как если бы вы это не замечали».

6 фактов о Георгии Гурджиеве



Имеются расхождения в определении даты рождения Гурджиева. В некоторых источниках помимо 13 января 1866 года называются также 14 января 1874 года, 13 января 1877 или 28 декабря 1872 года.



О своих детстве и юности Гурджиев рассказывает в книге «Встречи с замечательными людьми». Но исследователи-гурджиеведы полагают, что к этому тексту нельзя относиться как к исторически достоверному источнику. Однако остальные источники еще менее достоверны.



В юности Георгий Гурджиев учился в той же духовной семинарии, что и Сталин.



Двоюродный брат Гурджиева, советский скульптор-монументалист Сергей Меркуров, был привилегированной особой в Кремле. В частности, именно ему было поручено делать посмертные маски с членов правительства и деятелей партийного аппарата.



Помимо русского, Гурджиев владел также греческим, армянским, турецким, персидским и английским языками.



Гурджиев занимался и музыкой. Совместно со своим учеником, композитором Томасом де Гартманом, написал 150 коротких музыкальных произведений для фортепиано, часто основанных на армянском и тюркском фольклоре, а также музыку для «сакральных танцев».

Материалы о Георгии Гурджиеве

Что нужно знать о Георгии Гурджиеве

Гурджиев: танцующий провокатор. Глеб Давыдов

Георгий Гурджиев. «Встречи с замечательными людьми».

Статья о Георгии Гурджиеве в Википедии


polit.ru
0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Загрузка...

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *