Москва C

Мемория. Франц Рубо


17 июня 1856 года родился Франц Рубо, художник-панорамист.

Личное дело

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928) родился в Одессе в семье выходцев из Франции, обосновавшихся в России. Отец, Алекс Рубо, был родом из Марселя, занимался книжной торговлей. Франц рано проявил способности к рисованию, и отец поддержал стремление сына стать художником.

В девятилетнем возрасте Франц был отдан в Одесскую рисовальную школу, в которой проучился до 1877 года. В 1878 поступил в Баварскую академию художеств в Мюнхене. В период учебы Рубо каждое лето приезжал в Россию и отправлялся путешествовать по Украине, Средней Азии или Кавказу. Из каждой такой поездки он привозил массу этюдов, на основе которых впоследствии создавал картины.

Начинал он в бытовом жанре, рисуя небольшие картины, чаще всего - сцены охоты, но постепенно перешел к батальной живописи.

Окончив академию в 1883 году, Рубо вернулся в Россию. В 1885 году получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин, посвященных эпизодам покорения Кавказа Российской империей. Этот масштабный проект занял у него десять лет – до 1895 года. Всего для «Храма Славы» Рубо написал 19 больших полотен. Для выполнения этого заказа он тщательно изучал историю кавказских войн, написал множество этюдов, включая целую портретную галерею горцев. Эта серия картин сделала его знаменитым.

Кавказскую тему Рубо продолжал разрабатывать и в дальнейшем, написав картины «Горцы» (1890), «Кавказская разведка» (1895-96), «Штурм Геок-Тепе 12 января 1881 года» и «Казаки у горной речки» (обе 1898), и другие.

Императорское общество поощрения художеств организовало его первую персональную выставку. Для этой выставки Рубо специально написал несколько полотен, в том числе картину «Живой мост», представленную сейчас в музее «Бородинская панорама».

Помимо картин, масштабным результатом его кавказских этюдов стала созданная в 1890 году панорама «Штурм аула Ахульго», впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Эта работа принесла Рубо почетное звание профессора Баварской академии художеств, баварский орден Святого Михаила и французский орден Почетного легиона.

В 1902—1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама «Штурм 6 июня 1855 года», которая сегодня известна под названием «Оборона Севастополя 1854–1855 годов». Панорама была открыта в Севастополе в 1905 году в специально для нее возведенном здании.

Во время работы над этой панорамой Рубо узнал об избрании его профессором, руководителем батальной мастерской Петербургской академии художеств. Через несколько лет он был избран академиком и награжден орденом св. Анны 2-й степени.

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Рубо написал панораму «Бородинская битва», изображающую один из эпизодов Бородинского сражения. Подготовительные работы — изучение источников, знакомство с местностью, написание эскизов — заняли 2 года, сама же панорама была написана за 11 месяцев. Работа над ней также велась в Мюнхене и шла при участии консультанта генерал-лейтенанта Б. М. Колюбакина и ученика Рубо И.Г. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.

После окончания работы над панорамой она несколько дней экспонировалась на благотворительной выставке в Мюнхене и была отправлена в Москву на специальных железнодорожных платформах.

11 сентября 1912 года во временном деревянном павильоне, специально построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельминова на Чистых прудах у Покровских ворот, состоялось торжественное открытие панорамы. На открытие прибыл император Николай II.

Бородинская панорама оказалась последней масштабной работой в творчестве Рубо. В 1913 году он уехал на лечение в Германию, предполагая через некоторое время вернуться на родину, однако эти планы нарушили начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшая за ней революция в России.

С 1913 года Франц Рубо вместе со второй женой Эльзой и детьми жил в Баварии. Он построил для семьи небольшой дом в окрестностях Мюнхена недалеко от озера. По воспоминаниям внучки Сильвии, там он стал страстным приверженцем парусного спорта, на собственной парусной яхте принимал участие в различных соревнованиях и регатах.

В последние годы жизни, не имея значительных заказов, художник жил почти в полном забвении.

Скончался Франц Рубо 13 марта 1928 года в Мюнхене.

Франц Рубо. Казак Wikimedia Commons

Чем знаменит

Художник-баталист, нарисовавший военно-исторические панорамы «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя» и знаменитую «Бородинскую битву», являющуюся самой крупной из них (15х115,5 м).

Созданная в 1912 году к 100-летней годовщине Бородинского сражения колоссальная картина Рубо «Бородинская битва» в настоящее время демонстрируется в музее-панораме на Кутузовском проспекте в Москве.

Панорамы Рубо представляют собой широкоохватные картины, создающие, благодаря сочетанию с трехмерным макетом на переднем плане, иллюзию исторического события, происходящего на глазах у зрителя.

Эти работы были отмечены высокими наградами, а сам художник приобрел огромную популярность.

В 1904-12 годах Рубо преподавал в Академии художеств и воспитал немало баталистов. Среди его учеников - М. Б. Греков, М. И. Авилов, П. И. Котов и другие.

О чем надо знать

В основу сюжета панорамы «Бородинская битва» лег один из напряженных моментов сражения, когда воодушевленные захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя русские позиции сразу по двум направлениям – пытаясь взять деревню Семеновская и Курганную батарею. Изображенные на полотне русские войска обороняются от наступающих французов, вступив с ними в рукопашный бой.

Однако первоначально Рубо хотел отобразить в панораме ожесточенную битву за батарею Раевского, когда проходила контратака русских частей под руководством генералов Ермолова и Кутайсова. Он подготовил большой эскиз будущей картины, но император его отклонил. В живопись вмешалась политика — это было время создания и упрочения русско-французского военного союза, к которому позже присоединилась Великобритания, образовав Антанту.

«Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо в письме к одному из друзей. Отстоять свою идею художник не смог, и эскиз пришлось переделать.

Дальнейшая история панорамы оказалась не менее драматичной. Ажурная крыша временного деревянного здания, которое изначально планировалось вскоре заменить на постоянное каменное, протекала во время дождей. Из-за этого промокали и разрушались холщовый зонт над площадкой и предметный план, а на картине оставались потеки.

После Октябрьской революции здание панорамы вместе с картиной Рубо было передано электротехническому училищу, его стали использовать для собраний и митингов.

Панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а весной 1918 года, когда деревянное здание окончательно пришло в негодность, была демонтирована. Постройка была снесена, а полотно картины сняли и накатали на деревянный вал. Почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных для этого помещениях — под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже разрушенного), на театральном складе сада «Эрмитаж».

Из-за неудовлетворительных условий хранения значительная часть картины фактически сгнила – из 1725 м? были утеряны 900 м?. Предметный план также оказался частично утраченным. В 1939 году комиссия под руководством Игоря Грабаря, осмотревшая панораму, пришла к выводу о невозможности ее восстановления.

После Великой Отечественной войны группа реставраторов под руководством Павла Корина предприняла попытку спасти панораму. За 1,5 года полотно восстановили. При этом было отреставрировано около 150 м? батальных сцен и примерно 500 м? неба. Однако Корин внес в оригинальную работу Рубо ряд изменений, увеличив фигуру Михаила Кутузова и впервые поместив на картину раненого Петра Багратиона.

После реставрации картины оказалось, однако, что в Москве нет места для ее размещения, и панорама вновь была отправлена на хранение — на этот раз в запасники ГМИИ имени Пушкина.

Только к 150-летию победы в Отечественной войне специально для демонстрации картины было построено здание Музея-панорамы «Бородинская битва». 18 октября 1962 года она открыла двери перед посетителями.

Но и в этот раз картина Рубо экспонировалась недолго. Спустя пять лет, в июне 1967 года, сторонники Культурной революции в Китае облили панораму воспламеняющейся жидкостью и подожгли. При пожаре погибло около 60% картины.

Восстановлением полотна занимались художники-баталисты из Студии военных художников имени Митрофана Грекова, ученика Франца Рубо.

Прямая речь

«Русский инвалид» об изменении сюжета панорамы «Бородинская битва»: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно "русская" панорама. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой».

Рубо о своем отношении к России: «…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».

4 факта о Франце Рубо



Созданная Рубо панорама «Штурм аула Ахульго» целиком не сохранилась. До настоящего времени дошли лишь четыре фрагмента, находящихся в скверном состоянии, поскольку в 1924 году панорама пострадала от наводнения, а затем была передана в Дагестанский музей, где отсутствовали условия для ее реставрации. Сохранившиеся фрагменты находятся и поныне в Дагестанском государственном музее искусств в Махачкале. Там же находится полотно «Штурм аула Салты».



Летом 1942 года незадолго до завоевания немцами Крыма здание панорамы «Оборона Севастополя» загорелось от попадания немецкой авиабомбы. Защитники города разрезали панораму на 86 кусков и вывезли на военном корабле. После войны все части были возвращены в Севастополь и вновь соединены.



Помимо батальных сцен Франц Рубо много рисовал ландшафтные пейзажи и бытовые сценки, особенно в годы жизни в Германии. Его творчеству содействовал немецкий королевский двор. Во многих музеях Мюнхена, в том числе в знаменитой пинакотеке, имеются картины Рубо. Однако они не так известны, как его батальные полотна.



Внучка живописца Сильвия Рубо окончила то же учебное заведение, где учился и ее дед – Академию художеств Баварии. Она художник-абстракционист, живет и работает в Мюнхене. В 2010 году, к 105-летнему юбилею севастопольской панорамы, художница посетила Москву и Севастополь и написала предисловие к каталогу «Фрагменты живописного полотна Панорамы Ф. А. Рубо "Штурм 6 июня 1855 года"».

Материалы о Франце Рубо

Картине-панораме «Бородинская битва» исполняется 100 лет

Бородинская панорама. История создания

Эксклюзивное интервью с внучкой Рубо

Статья о Франце Рубо в Википедии


polit.ru
0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Загрузка...

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *