Москва C

Мемория. Феофан Прокопович


18 июня 1681 года родился Феофан Прокопович, архиепископ, сподвижник Петра I, писатель и поэт.

Личное дело

Феофан Прокопович (мирское имя Елеазар, 1681 – 1736) родился в Киеве, происходил из семьи смоленских купцов. Рано осиротел, воспитывался дядей со стороны матери, наместником Братского Богоявленского монастыря в Киеве. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1698 году для продолжения образования отправился в Западную Европу. Для этого вступил в униатский орден святого Василия Великого, приняв имя Самуил. Окончил в Риме иезуитскую коллегию святого Афанасия, странствовал пешком по Италии и Германии, слушал лекции в университетах Лейпцига, Халле и Йены. В 1701 году решил вернуться в Киев.

Принял православие в Почаевской лавре. В 1705 году постригся в монахи, приняв, в память о дяде, имя Феофан. Преподавал в Киево-Могилянской академии, в 1711 году стал ее ректором. Составил учебные пособия по ряду предметов.

В 1716 году был вызван Петром I в Петербург, вошел в круг близких советников Петра, стал одним из организаторов церковной реформы. 2 (13) июня 1718 года стал епископом Псковским и Нарвским.

Феофан был автором «Духовного регламента» 1721 года, согласно которому патриаршество в Русской православной церкви упразднялось, верховным главой церкви провозглашался монарх, а для управления ею создавался особый орган – Святейший Правительствующий Синод, в котором императора представлял обер-прокурор. Распоряжения императора были обязательны для Синода.

Феофан Прокопович с 1722 года фактически руководил работой Синода. В своих проповедях он отстаивал правильность церковной реформы, в трактате «Правда воли монаршей» обосновывал священный характер царской власти.

Также Феофан участвовал в организации Академии наук в Петербурге. Присутствовал при смерти Петра, произнес речь во время его погребения.

25 июня 1725 года стал архиепископом Новгородским и занимал эту кафедру до конца жизни.

В послепетровское время положение Феофана Прокоповича стало шатким. Многие иерархи русской церкви были недовольны проводимой им политикой. В тайной канцелярии было начато расследование по подозрению его в ереси. Однако с воцарением Анны Иоанновны Феофану Прокоповичу удалось значительно укрепить свои позиции. Он стал одним из тех, кто поддержал императрицу в отказе от предложения Верховного тайного совета подписать «Кондиции», которые ограничили бы императорскую власть. Анна не забыла этого и всегда благоволила к Феофану Прокоповичу.

Теперь уже он руками тайной канцелярии расправлялся со своими оппонентами. Были арестованы, подвергнуты допросам и пыткам и брошены в темницы архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский), архиепископ Ростовский Георгий (Дашков), лишены сана и сосланы в монастыри митрополит Коломенский Игнатий (Смола), митрополит Казанский Сильвестр (Холмский-Волынец), архиепископ Киевский Варлаам (Вонатович) и другие.

Умер Феофан Прокопович в Петербурге 8 (19) сентября 1736 года. Похоронен в Софийском соборе Великого Новгорода

Феофан Прокопович. Гравюра на дереве. Середина XVIII в. Wikimedia Commons

Чем знаменит

Один из самых образованных людей в России того времени, Феофан Прокопович был хорошо знаком с идеологией Реформации и разделял принципы нарождающейся европейской науки Нового времени. Он был лично знаком с рядом протестантских богословов Германии. Многие современники не без оснований обвиняли его в прямом исповедании протестантизма. Подобные взгляды Феофана Прокоповича сделали его искренним и ревностным сторонником церковной реформы Петра I.

Яркий публицист, блестящий мастер полемики, он сыграл важную роль как в теоретическом обосновании нового устройства Русской православной церкви, так и в практической реализации реформы. Феофан поддерживал концепцию превосходства светской власти над духовной, отстаивая ее не только средствами риторики, но и подчас жесткими административными методами.

О чем надо знать

Феофан Прокопович внес значительный вклад в развитие русского образования и культуры. Он написал более семидесяти трудов различных жанров. Помимо богословских и церковно-политических трактатов, ему принадлежат исторические сочинения (среди них «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии», «Краткая повесть о смерти Петра Великого, императора российского»), учебные трактаты по поэтике и риторике.

Писал стихи на русском, польском и латинском языках. Хотя при жизни как поэт он был мало известен, Феофан Прокопович повлиял на дальнейшую литературную традицию. В сатирической поэзии его продолжателем стал Антиох Кантермир, а стихотворение «Епиникион, то есть песнь победная» стало первым в русской поэзии образцом торжественной оды на военную победу.

Прямая речь

«Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? О, как истинная печаль! О, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучии наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу, или паче, рождший и воспитавший прямый сый отечествия своего отец, которому по его достоинству, добрии российстии сынове бессмертну быть желали, по летам же и состава крепости многолетно еще жить имущего вси надеялися, – противно и желанию и чаянию скончал жизнь и – о лютой нам язвы! – тогда жизнь скончал, когда по трудах, беспокойствах, печалех, бедствиях, по многих и многообразных смертех жить нечто начинал. Довольно же видим, коль прогневали мы тебе, о боже наш! И коль раздражили долготерпение твое! О недостойных и бедных нас! О грехов наших безмерия! Не видяй сего слеп есть, видяй же и не исповедуяй в жестокосердии своем окаменей есть. Но что нам умножать жалобы и сердоболия, которые утолять елико возможно подобает. Как же то и возможно! Понеже если великие его таланты, действия и дела воспомянем, еще вяще утратою толикого добра нашего уязвимся и возрыдаем. Сей воистину толь печальной траты разве бы летаргом некиим, некиим смертообразным сном забыть нам возможно».
Феофан Прокопович «Слово на погребение Петра Великого».

«…Что обязательно должно содержать всякое поэтическое произведение, – это мастерство стихотворного размера, или ритм речи, по определенному правилу, без чего также нельзя называться поэтом. Эзопу, Лукиану, Апулею, даже самому Цицерону в его диалогах и многим другим не хватает только одного, чтобы носить название поэтов, а именно – стихотворной формы. Ведь все, кто излагают свои чувствования в диалогизмах, явно пользуются поэтическим подражанием, так как они рисуют беседующих между собой лиц, изображая их разнообразные душевные и телесные движения, однако, раз они излагают все это в прозе, а не стихами, их не зовут поэтами... Ведь стихотворная форма есть как бы повозка или триумфальная колесница, на которой это многообразное изображение предметов – подражание, говорю я, или поэтический вымысел – несется ввысь и повсюду встречает все большее одобрение...»
Феофан Прокопович «О поэтическом искусстве»

Коли дождусь я весела ведра
и дней красных,
Коли явится милость прещедра
небес ясных?
Ни с каких сторон света не видно –
всё ненастье.
Нет и надежды. О многобедно
мое счастье!
Хотя ж малую явит отраду
и поманит,
И будто нечто полготить стаду,
да обманет.
Дрожу под дубом; а крайним гладом
овцы тают
И уже весьма мокротным хладом
исчезают.
Прошел день пятый, а вод дождевных
нет отмены.
Нет же и конца воплей плачевных
и кручины.
Потщися, боже, нас свободити
от печали,
Наши нас деды к тебе вопити
научали.
Феофан Прокопович «Плачет пастушок в долгом ненастьи» (конец января или начало февраля 1730)

Кто любит Бога, не ревнуй лукавым,
Ниже завиди грешникам неправым,
Ибо исчезнут, яко трава, вскоре,
Яже зелена при утренней зоре
И цвет ей красен, скрепленный росою,
Потом увянет, посечен косою.
А ты как начал, так твори благое,
Да на сей земли время немалое
Даст ти в богатстве Бог земном пожити
И чад любимых на ней населити.
Та твоя сладость и утеха многа
Буди, всем сердцем уповай на Бога,
Ему все нужды объяви смиренно,
И, как сын отца, проси умиленно.
Он, чего просишь зде, услышит горе
И твои нужды, щедр, исполнит вскоре,
И добродетель, юже творишь втайне,
И правду явит, да узрится крайне,–
Так, яко вещи, ко зрению трудны,
Всяк видит ясно при светлом полудни.
Паки глаголю: не ревнуй лукаву,
Хотя и спеет от славы во славу,
И аще бы был и всегда счастливый,
Ты о том желчен не будь и гневливый;
Да не погрешишь, худо рассуждая,
Что благим токмо случаются злая.
Феофан Прокопович «Переложение Псалма 36» (фрагмент)

Если в мучительские осужден кто руки,

Ждет бедная голова печали и муки,

Не вели томить его делом кузниц трудных,

Не посылать в тяжкие работы мест рудных:

Пусть лексикон делает – то одно довлеет,

Всех мук роды сей един труд в себе имеет.

Стихотворение французского филолога XVI века Жозефа Скалигера о составлении словарей (перевод Феофана Прокоповича)

Российской церкви столп, совета мудрый муж,
Философ, богослов, историк, пастырь душ.
Витийством слов его доднесь Россия блещет:
Петровым похвалам вселенна совосплещет.
Гавриил Державин «На изображение Феофана» (1777)

«Феофан не то что примыкает, он принадлежит к протестантской схоластике XVII века. И его сочинения вполне умещаются в истории немецкого реформированного богословия. Не будь на Феофановых "трактатах" имени русского епископа, их автора всего естественнее было бы угадывать в среде профессоров какого-нибудь протестантского богословского факультета. Все здесь пронизано западным духом, воздухом Реформации. Это чувствуется во всем, — в привычках мысли, в выборе слов. Перед нами даже не западник, но попросту западный человек, иностранец. И не даром всего легче Феофану было именно с иностранцами, с иностранными министрами, с учеными немцами из Академии Наук. На православный мир смотрел он со стороны. И воображал его себе, как сколок с Рима. Православной жизни он просто не чувствовал. Он весь в западных спорах. В этих спорах он до конца с протестантами».
Георгий Флоровский «Пути русского богословия»

Семь фактов о Феофане Прокоповиче



По мнению некоторых исследователей, настоящая фамилия Феофана Прокоповича была Церейский. Прокопович – девичья фамилия его матери.



На стихи Феофана Прокоповича уже при его жизни анонимными музыкантами сочинялись песни (канты). В XVIII веке он был известен как автор пяти песен: «Кто крепок, на бога уповая...», «О суетный человече...», «Плачет пастушок в долгом ненастьи», «Прочь уступай, прочь...», «Что мне делать...». Эти канты встречаются без имени автора в многочисленных рукописных песенниках XVIII века. В песенный обиход вошли и другие стихотворения Прокоповича: «За Могилою Рябою» и «Всяк себе в помощь вышнего предавый...».



Трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир» (1705), посвященная крещению Руси, отражает его концепцию о верховной власти монарха и превосходстве ее над властью церковных иерархов. Феофан подчеркивает, что просвещенный реформатор князь киевский побеждает вековое невежество, которое представлено в образах языческих жрецов.



Стихотворение «Епиникион, то есть песнь победная» о Полтавской битве (1709) было написано Феофаном Прокоповичам в трех версиях: на русском, польском и латинском языках.



Феофан Прокопович, подметив, что Полтавское сражение пришлось на день Самсония, сравнил в своей торжественной речи Петра с библейским Самсоном, победившим льва (изображенного на шведском гербе). Эта метафора нашла отражение в знаменитом фонтане в Петергофе.



В личной библиотеке Феофана Прокоповича было более тридцати тысяч книг.



Феофан Прокопович изображен на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде.

Материалы о Феофане Прокоповиче

Статья о Феофане Прокоповиче в русской Википедии

Феофан Прокопович в проекте «Хронос»

Сочинения Феофана Прокоповича в электронной библиотеке Максима Мошкова

Собрание сочинений

Статья о Феофане Прокоповиче в энциклопедии «Кругосвет»


polit.ru
0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Загрузка...

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *