Москва C

Мемория. Василий Зеньковский


Мемория. Василий Зеньковский

16 июля 1881 года родился Василий Зеньковский, богослов и религиозный философ

Личное дело

Личное дело

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) родился на Украине, в городе Проскуров (ныне – Хмельницкий) Подольской губернии в семье педагогов. Отец был смотрителем 2-классного городского училища в Ямполе, занимал пост церковного старосты. Мать также была учительницей. Сына родители воспитывали в традиционном православном духе. «Все детство было освещено несколько матовым, но светлым сиянием Церкви», - вспоминал Зеньковский.

Начальное образование Василий получил в училище, которым руководил отец. В 11 лет его отдали во Вторую киевскую гимназию, в которой преподавались классические и современные иностранные языки.

В 1900 году после окончания гимназии поступил в Императорский св. Владимира университет в Киеве и в течение 4 лет обучался на естественном отделении физико-математического факультета.

В 15-16 лет Зеньковский пережил глубокий религиозный кризис, по его воспоминаниям, связанный с чтением книг Дмитрия Писарева и Виссариона Белинского, увлеченностью идеологией народничества и занятиями естественными науками. Преодолению этого кризиса способствовало знакомство с трудами Иммануила Канта и Владимира Соловьёва (последний оказал влияние на воззрения Зеньковского на протяжении всего его творческого пути), а также с произведениями великих русских писателей - Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Также преодолению духовного кризиса способствовало изучение богословия, чтение трудов отцов и учителей Церкви. В 1902 году Зеньковский вернулся в лоно церкви. Тогда же он написал большую работу о Гоголе, которого называл «пророком православной культуры».

Начиная с 1902 года принимал участие в заседаниях Психологической семинарии (семинара) при университете св. Владимира, подготовившей целую плеяду философов, психологов и педагогов. Выступал с докладами «Этическая система Герберта Спенсера» (в 1901/02 уч. г.), «О монизме у Эббингауза» (1904), «Обоснование этики трансцендентального идеализма» (1907).

В 1904 году, сдав практически все экзамены, «кроме государственных», Зеньковский перевелся на историко-филологический факультет университета. Уже в студенческие годы написал ряд работ по психологии и философии; особое место среди них занимает статья «Платон в истолковании Наторпа» (1908) - о новом понимании платонизма с позиций кантианства. Вместе с С. Н. Булгаковым издавал религиозную. и одновременно «левую» газету «Народ».

В 1908 году стал одним из учредителей и заместителем председателя, а в 1911 — председателем Киевского религиозно-философского общества.

По окончании в 1909 году университета Зеньковский был оставлен для подготовки к профессорско-преподавательской деятельности. В начале 1912 года сдал магистерский экзамен и в качестве приват-доцента читал лекции по психологии в университете св. Владимира

Читал курсы по философии и психологии на вечерних женских курсах и в нескольких киевских гимнаpиях. Был директором киевского Института дошкольного воспитания.

В 1913 году Зеньковский уехал для продолжения образования в Германию, где дописывал магистерскую диссертацию «Проблемы психической причинности». Там его и застало начало Первой мировой войны. С трудом, после целого ряда приключений, во время которых часть рукописи его диссертации была потеряна, Зеньковский через Скандинавию пробрался в Россию и вернулся в Киев.

По возвращении вел курсы по психологии и логике на историко-филологическом факультете университета св. Владимира. «Читал он с увлечением, местами вдохновенно. Специальная психологическая эрудиция его была огромна. Особенность его чтений состояла в том, что он читал психологию как философскую науку», - писал в своих воспоминаниях В. Ф. Асмус.

В апреле 1915 года в Московском университете Зеньковский защитил магистерскую диссертацию «Проблемы психической причинности». В 1916 году стал экстраординарным профессором Киевского университета по кафедре психологии.

Как многие представители российской интеллигенции, Зеньковский с воодушевлением встретил Февральскую революцию 1917 года. В статье «На новом пути» он писал: «На долю нашего поколения выпала счастливая судьба быть свидетелями глубочайшего переворота в нашей стране. Старый строй отошел навсегда в прошлое, распался во всех своих скрепах».

С мая по октябрь 1918 года Василий Зеньковский занимал в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского пост министра исповеданий, в ведение которого входили вопросы, связанные с финансированием Церкви и духовных учебно-образовательных заведений. Он считал необходимым, чтобы высшая церковная власть согласовывала свои действия с правительством и объяснял свое согласие занять этот пост желанием послужить христианству и налаживанию украинско-русских отношений. «Тогда я не сознавал, каким роковым для всей моей жизни был этот шаг... Я знал, что иду на жертву... но не представлял себе все-таки, как велика будет жертва...», - писал он впоследствии.

В сложной церковно-политической и общественной ситуации, сложившейся в тот период на Украине после убийства митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), Зеньковский был против избрания нового митрополита Киевского на епархиальном собрании. Он выступал за созыв Всеукраинского Православного Церковного Собора, на котором, по его мнению, следовало избрать первосвятителя Украинской Церкви, а также рассмотреть вопрос об ее автономизации как меры, которая должна была предотвратить «автокефалию» украинской церкви.

По избрании на епархиальном собрании митрополитом Киевским Антония (Храповицкого), пытался помешать утверждению этого решения Патриархом Тихоном. И даже после положительной резолюции Патриарха, считал это избрание незаконным. В свою очередь письма митрополита Антония гетману Скоропадскому с жалобой на притеснение Церкви со стороны министра исповеданий стали одной из причин отставки Зеньковского. На этом посту его сменил Лотоцкий, который ввел автокефалию Украинской Церкви.

В 1919 году Зеньковский эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где получил должность профессора на богословском и философском факультетах Белградского университета. Читал курсы общей психологии, логики и теории познания, истории древней и новой философии. С 1921 года был членом белградского кружка преподобного Серафима.

В конце 1922 года переехал в Прагу, получив должность профессора экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге. Со временем стал директором этого института.

В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии.

С августа 1925 года началось многолетнее сотрудничество Зеньковского с издаваемым в Париже под редакцией Бердяева журнала «Путь», в котором он опубликовал ряд важных теоретических статей и рецензий.

После закрытия в 1926 году из-за нехватки средств Педагогического интитута в Праге, Зеньковский переехал в Париж. Получив стипендию Рокфеллеровского фонда, отправился оттуда на 9 месяцев в Йельский университет (США) для ознакомления с опытом религиозного воспитания.

По возвращении в Париж в 1927 году стал профессором православного Свято-Сергиевского богословского института преподобного Сергия Радонежского, в котором проработал 35 лет. Преподавал историю философии, психологию и педагогику. С 1944 года занимал пост декана этого института.

В том же 1927 году создал в Париже «Религиозно-педагогический кабинет по работе с православной молодёжью», просуществовавший вплоть до начала Второй мировой войны.

В марте 1942 года Зеньковский был рукоположен в сан иерея и назначен помощником настоятеля Введенской церкви в Париже, стал членом епархиального собрания. В январе 1944 года был возведён в сан протоиерея.

Стал основателем Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949—1952 годах был благочинным приходов Парижского округа.

В 1948-1950 годах вышли два тома книги Зеньковского «История русской философии», со временем переведенной на многие языки и получившей мировую известность. Первый том этого исследования в июне 1948 года был им представлен в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора церковных наук. Диссертация была успешно защищена.

В 1952 году опубликовал философский этюд «Наша эпоха», важнейший для понимания его отношения к современной культуре. В 1955 году вышла полностью переработанная книга Зеньковского «Беседы с юношеством о вопросах пола» с новым названием «На пороге зрелости», в которой он под влиянием психоанализа писал, что «есть единственный способ овладеть игрой бессознательных сил в душе - это осветить их в сознании спокойно и трезво, уяснить себе смысл и скрытую динамику этих явлений».

В течение пяти лет – с 1953 по 1958 годы — Зеньковский занимал пост председателя Западноевропейского экзархата русских приходов, в связи с чем в январе 1955 года был возведён в сан протопресвитера.

Сотрудничал с журналом «Православная мысль», в котором опубликовал ряд статей богословского содержания: «Основные принципы христианской космологии», «Об участии Бога в жизни мира» и др.

В конце жизни работал над трудом «Основы христианской философии», первый том которого был издан в 1961 году во Франкфурте. Второй том вышел только в 1964 году - уже после смерти автора,

Василий Зеньковский скончался 5 августа 1962 года в Париже после долгой и тяжелой болезни. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Василий Васильевич Зеньковский Wikimedia Commons

Чем знаменит

Главный труд жизни Василия Зеньковского — «История русской философии», посвященная русской мысли XVIII—XX веков. Основой книги стали его лекции, прочитанные в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже.

Зеньковский полагал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. По его мнению, русская философская традиция, несмотря на несхожесть форм, сохраняла своеобразное единство на всех этапах своего развития.

При этом он уделял большое внимание теме влияния на русскую философию западной мысли. По мнению Зеньковского, «приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени».

Однако у этого была и обратная сторона – русская философская мысль часто оказывалась в плену западных идей. В программной антизападнической по своему характеру статье «Россия и Православие», написанной в годы первой мировой войны (1916), Зеньковский связывал этот плен с проводимой начиная с эпохи Петра I политикой европеизации, с неподготовленностью России для восприятия западной культуры и с зарождением интеллигенции, космополитичной по своему характеру. «Пропасть между Россией и Западом, - писал Зеньковский, - была так велика, очарование Западом было так сильно, что нарождающаяся интеллигенция, чувствовавшая себя беспочвенной и чуждой России, всей душой уходила в интересы западной культуры».

На путь самостоятельной философской мысли Россия, по мнению Зеньковского, вышла лишь в XIX веке.

О чем надо знать

Зеньковскому принадлежит значительный вклад в утверждение принципов религиозного. православославного воспитания и образования в русских школах за рубежом. Он принимал деятельное участие в издании ряда педагогических журналов, выходивших в русском зарубежье («Русская школа за рубежом», «Бюллетень Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы», «Научные труды Русского народного университета в Праге», «Бюллетень Религиозно-педагогического кабинета»); написал для них большое количество статей, затрагивающих теоретические и практические проблемы воспитания и образования.

В 1924 году в Лейпциге вышла его книга «Психология детства», в которой было представлено систематическое изложение основных проблем, связанных с изучением детской психологии, с делением детства на периоды, социальной ролью игры в воспитании ребенка, развитием речи, эмоциональной и рациональной жизни детей, формированием личности ребенка и особенностями религиозной жизни детей.

Прямая речь

О России (1916 год): «Если гений России не выведет ее из исторического тупика, если не развернутся в ближайшее время могучие силы, присущие нам, то, видимо, надолго Россия осуждена будет вести тусклое историческое существование».

О разрушении института семьи: «XIX век постепенно вырывает женщину из семьи и этим разрушает главную основу семьи как трудовой единицы: в ответ на развитие женского труда, уводящего мать из семьи, жизнь даст целый ряд существенных изменений в строе семейной жизни.

Семейный труд становится все менее нужным, сводясь постепенно к такому ничтожному минимуму, при котором смешно говорить о семье как трудовой единице. Техника современной жизни дошла до такой высоты, при которой в доме нужно очень мало труда. Очень состоятельные люди могут теперь прекрасно обходиться без прислуги – это достаточно характеризует техническую организованность жизни. Продукты доставляются в таком виде, что над ними минимально нужно потрудиться, чтобы употребить их в пищу, печей топить не надо, мойка белья дома не нужна… Все эти технические удобства современной жизни сводят семью к потребительской, а не трудовой единице: в семье вместе потребляют, но не вместе трудятся.

Этот процесс еще в самом разгаре, но он имеет тенденции расширяться и захватывать все более широкие слои. Нечего удивляться, что современная семья зачастую напоминает гостиницу, а не тот прежний семейный дом, в котором целый день шла непрерывная жизнь».

О религиозности: «Хочется сказать, что не все "способны" к религиозной жизни. Существуют ведь люди, которые не любят живописи или не наслаждаются поэзией и т. д. Не должны ли мы в соответствии с этим констатировать наличность значительной группы людей, которым остается чуждым религиозный мир? Эти люди могут быть верными сынами Церкви, исполнять все обряды, но душа их молчит, их не влечет, не тревожит, не наполняет Бог, им не дано знать радость в молитве, тихий свет благодатных озарений.

Они как бы по природе своей пребывают в неком "нечувствии", которое не есть вовсе "окамененное" нечувствие, ибо последнее предполагает окаменение сердца. Здесь же просто нечуткость. И не будет ли просто справедливым установить на глаз приблизительно такое распределение религиозных типов:

Религиозно одаренные …………………………..25%

Религиозно средние ………………………………50%

Религиозно нечувствительные……………25%».

Богослов С.С. Верховской о Василии Зеленском: «Он знал лучше многих все недостатки церковной иерархии и церковного общества, но он верил в Церковь как в Царство Божие на земле, хотя и сокрытое под мирской оболочкой. В Церкви он видел разрешение всех вопросов жизни и знания. Отсюда его горячая любовь к замыслу оцерковления жизни во всех ее формах».

4 факта о Василии Зеньковском:



Во время жизни во Франции находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского).



В 1946 году во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.



В 1939 году, за день до объявления войны, Зеньковский в числе других русских эмигрантов был арестован французскими властями. 40 дней он провел в одиночной камере, потом 14 месяцев находился в лагере для интернированных на юге Франции, после чего был отпущен на свободу.



Итоговый труд Зеньковского «Основы христианской философии» должен был по своему замыслу включать три тома: 1-й - христианское учение о познании, 2-й - христианское учение о мире и 3-й - христианская антропология. Однако третий том он написать не успел.

Материалы о Василии Зеньковском:

Биография Василия Зеньковского в «Православной энциклопедии»

«Исполнилось 130 лет со дня рождения протопресвитера Василия Зеньковского»

Статья о Василии Зеньковском в Википедии


polit.ru
0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Загрузка...

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *