» » НАСА: Атмосфера и вода Марса испарились под действием солнечного ветра (ВИДЕО)

НАСА: Атмосфера и вода Марса испарились под действием солнечного ветра (ВИДЕО)

Наблюдения при помощи зонда MAVEN показали, что в исчезновении густой атмосферы Марса в прошлом могли быть виноваты вспышки на Солнце, во время которых скорость «побега» марсианского воздуха в космос увеличивается на порядки, заявляют ученые в серии статей, опубликованной в журнале Science.

Зонд MAVEN был отправлен к Марсу в ноябре 2013 года с целью изучить структуру и поведение атмосферы красной планеты и найти ответ на одну из ее главных загадок — как и когда большая часть ее воздушной оболочки, вместе с водами океанов, испарилась в космос.

В сентябре 2014 года MAVEN прибыл к Марсу и начал его изучение, успев совершить серию глубоких «нырков» в атмосферу и открыв необычные полярные сияния в ее верхних слоях.

Сегодня руководитель миссии, Брюс Якоски (Bruce Jakosky) из университета Колорадо в Боулдере (США) и ряд других планетологов представили первые научные результаты работы MAVEN на орбите Марса. В этих публикациях ученые подтвердили те открытия, о которых они ранее сообщали, и рассказали о новых тайнах марсианской атмосферы.

К примеру, наблюдения за поведением газов и магнитных полей в атмосфере Марса во время мощнейшего коронального выброса на Солнце, который произошел 8 марта этого года, помогли ученым выяснить, что именно такие «солнечные бури», скорее всего, являются причиной испарения большей части воздуха и воды красной планеты в космос. В частности, во время этого выброса скорость оттока ионов в открытый космос увеличилась более чем в 10 раз, и в верхних слоях атмосферы появились вещества, в частности, атомарный кислород, которые обычно не поднимаются так высоко.

В прошлом, подобные бури на Солнце происходили гораздо чаще, что может объяснять то, почему атмосфера Марса, не защищенная магнитным полем, в 110 раз более разреженная, чем воздушная оболочка Земли.

Другой неожиданной вещью стало открытие того, что атмосфера Марса в целом содержит в себе больше кислорода, чем ожидали увидеть ученые. Его доля в воздухе очень сильно колеблется от одной точки к другой, что планетологи связывают с разной намагниченностью коры Марса в разных регионах, и активным «перемешиванием» слоев воздуха. Кроме того, сами по себе эти колебания, и связанные с ними очаги остаточной намагниченности, говорят о том, что слабое магнитное поле Марса заметно сильнее влияет на его атмосферу, чем мы привыкли считать.

В двух последних статьях ученые рассказали о двух хорошо известных и «раскрученных» в прессе феноменах — об ультрафиолетовом полярном сиянии в северном полушарии Марса, зафиксированном MAVEN в декабре 2014 года, а также о загадочном пылевом облаке, состоящим из частиц космического происхождения. Повторный анализ данных подтвердил, что оба этих феномена действительно существуют, и показал, что сияния, вероятно, возникли благодаря открытой MAVEN частичной намагниченности пород коры Марса. В этом отношении ученые НАСА соглашаются с результатами исследования их коллег из ЕКА, изучивших те же самые полярные сияния по данным с зонда Mars Express.

Почему Солнце не влияет подобным образом на нашу планету? «Русская Весна» уже рассказывала о плазменной защите Земли от смертоносных излучений.

Источник