Автомобильные перевозки грузов - итоги 2015 года

Автомобильные перевозки грузов - итоги 2015 года

Прошедший год для автоперевозчиков в РФ выдался сложным. Большинство показателей работы рынка значительно ухудшились. Основная причина – сокращение импорта и, как следствие, уменьшение товарооборота в стране и объёмов перевозок.

Официальный отчет Росстата про грузооборот автотранспорта за 11 месяцев 2015 года  показал сокращение объема перевозок на 7-8%.  

Сокращение импорта

Главная причина сокращения объемов перевозок – это сокращение импорта. Количество товаров из заграницы уменьшилось благодаря административным (запрет на ввоз продуктов с ЕС) и экономическим причинам (девальвация рубля).

Запрет на ввоз товаров из США и ЕС больше всего ударил по отечественным перевозчикам. К примеру, после введения зеркальных санкций ввоз молочной продукции сократился более чем в 7 раз. По данным компании Good Logistics, импортные перевозки в РФ сократиллись более чем на 53%. Экспорт пострадал меньше, но цифра общего падения рынка все равно большая – 40% от показателей 2014 года.

Как следствие, на рынке создался избыток предложения по грузоперевозкам и многие компании работают по минимальным тарифам только чтобы не простаивал автопарк. Мелкие перевозчики особенно тяжело переживают подобные ситуации, поэтому в последнее время закрывается много небольших транспортных компаний и частные перевозчики.

В целом, объем автоперевозок между Россией и странами ЕС сократился треть. Больше всего потери в объёме торговли с такими странами, как: Польша, Литва, Германия, Голландия, Италия, Испания и Бельгия.

Таможня подвела

С осени 2013 года Россия приостановила использование книжек МДП (TIR), что стало причиной ухудшения международного автомобильного транзита. Повторное введение упрощенной процедуры пропуска грузовых автомобилей поспособствовало бы международной торговли и упрощало процедуру оформления товаров на границе. Более дух лет автоперевозчики требовали от Федеральной таможенной службы вновь внедрить систему книжек МДП и в конце 2015 года их применение было разрешено на 45 автомобильных пропускных пунктах с Европейскими странами. 20 декабря 2015 года Правительство издало поправки касательно применения Конвенции МДП, которые фактически вновь отменяют послабление на таможне для автоперевозчиков. Такая вот игра в "кошки мышки".

Система «Платон»

Еще одним неприятным нововведением для отечественных перевозчиков было введение платы за использование дорог федерального значения. Увеличение объёмов внутренних перевозок давало надежду на выживание многим компаниям, но внедрение налога за проезд привело к убыткам и многочисленным протестам дальнобойщиков. Этим сумели воспользоваться железнодорожные перевозчики, которые сумели увеличить объем перевозок внутри страны на дальних дистанциях почти на 500 тыс. тонн в месяц.