. МВФ нравится правительство Украины, но не нравятся украинцы

МВФ нравится правительство Украины, но не нравятся украинцы

Глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что на Украине очень модно говорить про кредиты МВФ, но на деле «помощь» со стороны Фонда не влияет сколь-либо положительно на положение дел в украинской экономике.

Например, одним из главных тезисов критики кабинета Николая Азарова является сокращение золотовалютных резервов, которое наблюдалось на Украине в 2011-2013 годах, но оно было как раз связано с тем, что страна успешно погашала кредиты МВФ, набранные еще правительством Юлии Тимошенко.

«Тимошенко, в свое время, набрала 12 млрд долларов кредитов, которые пришлось возвращать с 2012 года, из-за чего золотовалютные резервы страны упали. Другой вопрос, что эта ситуация подтверждается статистикой, а вот тот факт, что в 2014 кредитов было набрано столько же, а золотовалютные резервы не выросли – объяснить очень сложно, а вот в 2015 – уже все по-честному», - отмечает Охрименко.

Фактически это говорит нам о том, что в 2014 МВФ профинансировал украинскую коррупцию специально ради того, чтобы в Киеве смогло удержаться у власти прозападное правительство. Кроме того, данный факт показывает, что на Украине симулируют реформы.

«Абсурдность ситуации с кредитами МВФ заключается в том, что их сначала Украина берет, из-за чего растут золотовалютные резервы, потом их надо отдавать, из-за чего резервы уменьшаются, а украинцам затем еще говорят, что это реформы», - резюмирует Охрименко.

Кроме того, Охрименко отмечает, что одной из самых любимых рекомендаций МВФ является сокращение дефицита государственного бюджета до 3 процентов, но как это обстоятельство может повлиять в лучшую сторону на жизнь рядовых украинцев в Фонде внятно объяснить не могут.

«МВФ – это не благотворительная организация, это внешнеэкономический инструмент, который с помощью денег несет геополитику США во всем в мире. Вот и Украина имеет несчастье работать с деньгами МВФ», - заключает Охрименко.

Между тем, до 2013 года никто на Украине не обращал внимания на дефицит бюджета – он был свыше 4 процентов, но, при этом, инфляция была на низком уровне, а временами украинская экономика демонстрировала дефляцию, что опровергает тезис МВФ, что барьер в 3 процента бюджетного дефицита сдерживает инфляцию.

Здесь можно вспомнить, что текущее украинское правительство Арсения Яценюка в качестве одного из своих успехов приводит снижение дефицита государственного бюджета до рекордно низкого уровня, но инфляция за прошлый год составила также рекордный показателю в 50 процентов. Также это «достижение» привело к еще большему сокращению инвестиций на Украину, и как результат к еще большему обнищанию рядовых украинцев.

Охрименко отмечает, что этот казус связан с тем, что практика низкого бюджетного дефицита работает в экономиках развитых стран, таких как Германия и США, где объем теневой экономики минимален и не существует «советских» социальных льгот, а в контексте Украине все это ведет к еще большей деградации экономики.

Старший научный сотрудник Института экономики РАН Артем Пылин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что основная цель кредитов МВФ состоит в том, чтобы Украина добилась определенной макроэкономической стабилизации, которая позволит ей затем выплатить Фонду весь объем долга.

«По существу, речь идет не о развитии страны, а о проведении тех реформ, которые затем позволят МВФ получить свои деньги от Украины назад, поэтому неудивительно, что иногда такие кредиты идут в разрез с экономическим развитием страны», - резюмирует Пылин.

По мнению Пылина, главным драйвером экономического роста являются не кредиты МВФ, а восстановление полноценных торгово-экономических связей с Россией по той простой причине, что, как показывает опыт «домайданных» лет, экономический рост на Украине очень сильно коррелировал с динамикой экспорта в Россию.

«Когда экспорт возрастал, а доля России как основного торгово-экономического партнера увеличивалась, это давало позитивные эффекты для экономики Украины», - заключает Пылин.

По словам Пылина, кредиты МВФ не решают задачи развития, они могут решить задачу макроэкономической стабилизации, дефицита бюджета, сокращения дефицита платежного баланса, но не более того, и это на сегодняшний момент главная проблема Украины.

«С другой стороны отказаться от этих кредитов Украина не может, поскольку кредиты позволяют компенсировать дефицит бюджета, а других денег на Украине больше нет – инвесторы туда не идут, прямые инвестиции Украина не получает в том объеме, в каком они ей необходимы. Поэтому кредиты МВФ – это единственный ресурс, который на сегодня есть в распоряжении у украинского правительства, чтобы свести концы с концами», - констатирует Пылин.

Так что, бессмысленно критиковать МВФ за неправильные рекомендации – кредиты за стороны Фонда просто поддерживают на плаву украинское правительство и позволяют ему периодически говорить о неких проводимых реформах, которые де-факто выражаются в выполнении рекомендаций МВФ по повышению тарифов и продаже государственным предприятий иностранным инвесторам по бросовым ценам. Собственно, таким образом, Украина получила столь желанную на Майдане западную экономическую систему в виде чистого капитализма и его крайне жестких порядков.
Источник: rueconomics.ru