Счетная палата РФ выяснила, как 10 лет транжирился бюджет на "развитие экономики"

Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России за 10 лет так и не стали действенным инструментом поддержки экономики. По итогам аудита Счетная палата РФ (СП) пришла к неутешительному выводу: бюджетные средства расходуются неэффективно, в чем и ранее, впрочем, мало кто сомневался. Однако масштабы трат и само «развитие экономики» впечатляют.

На коллегии СП под председательством ее главы Татьяны Голиковой было отмечено, что за десятилетие существования особых экономических зон они так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики. «Процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Реальный экономический эффект от особых экономических зон не достигнут», – заявил аудитор Сергей Агапцов.

О низкой эффективности работы ОЭЗ высказалась и сама Голикова. «Самое неприятное, на мой взгляд, даже не использование денег. На территории ОЭЗ за 10 лет создано 18 тыс 177 рабочих мест. Давайте соотнесем 121,9 млрд рублей, которые вложили из федерального бюджета, 185,9 млрд – вместе с субъектами и всего 18 тыс 177 рабочих мест: разделите, сколько стоит одно рабочее место за 10 лет. О какой эффективности здесь можно говорить?» – задается справедливым вопросом глава Счетной палаты.



Данные Счетной палаты РФ
Не вовремя и не до конца

В докладах аудиторов Палаты отмечается, что подготовка плановых документов по созданию и функционированию ОЭЗ со стороны Минэкономразвития, региональных властей и управляющих компаний осуществлялась некачественно, а сроки их подготовки и утверждения иной раз затягивались на годы.

Практически по всем ОЭЗ сроки подготовки и принятия документов не соблюдались. По состоянию на 1 января 2016 года перспективные планы развития ОЭЗ не утверждены в 16 из 33 зон.

В результате неэффективных управленческих решений бюджетные средства, выделенные на создание ОЭЗ, значительно превышали реальные потребности. На 1 января 2016 года объем неиспользованных управляющими компаниями средств федерального бюджета составил 24,8 млрд рублей. Из них наибольшие остатки сформированы на счетах акционерных обществах «Курорты Северного Кавказа» – 7,8 млрд рублей, «Особая экономическая зона «Иннополис» – 5,2 млрд, «Особые экономические зоны» – 3,5 млрд рублей.

Как выяснили в СП, строительство объектов инфраструктуры шло медленно и с нарушением сроков строительства во всех ОЭЗ без исключения, что негативно отразилось на инвестиционной привлекательности проекта в целом. По состоянию на 1 января 2016 года из 758 запланированных к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ введено в эксплуатацию только 526. При этом плановые значения, подлежащих вводу в эксплуатацию объектов, ежегодно корректируются, в связи с переносом сроков на более поздние периоды. Неправомерное затягивание сроков строительства привело к значительному удорожанию работ.

Более того при попустительстве Минэкономразвития были случаи, когда за счет федерального бюджета финансировалось строительство объектов, которые ранее должны были финансироваться за счет бюджетов субъектов. В свою очередь, за счет региональных бюджетов декларировались объекты, которые никакого отношения к ОЭЗ не имели, говорят аудиторы контрольного ведомства.

А деньги между тем крутились

Но если вы думаете, что выделенные из бюджета средства просто лежали и ждали, когда же их освоят, то вы ошибаетесь. Как показала проверка, управляющие компании активно вели финансовую деятельность по размещению временно свободных денежных средств и в 2006-2015 годах получили совокупный процентный доход в сумме 29,3 млрд рублей. При этом финансовые операции носили высокорискованный характер. Например, АО «КСК» в 2012 году разместило деньги в «Национальный банк развития бизнеса», у которого начале 2014 года была отозвана лицензия. В тот момент на счетах АО «КСК» в банке находилось 2,6 млрд рублей. И так повсеместно.

Что такое ОЭЗ

В рамках федерального закона об особых экономических зонах на территориях 30 регионов России создано 33 особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. На сегодняшний день помимо Минэкономразвития управление ОЭЗ осуществляют 15 акционерных обществ.

По решению правительства РФ, общая стоимость строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ оценивается в 334,2 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 224,5 млрд рублей, за счет бюджетов регионов – 109,7 млрд. С 2006 по 2015 год общая сумма федеральных бюджетных средств, выделенных на создание и развитие ОЭЗ, составила 121,9 млрд рублей, средств регионов – 64 млрд рублей. А в 2016 году на эти же цели предусмотрено в федеральном бюджете еще 5,9 млрд рублей.

По состоянию на 1 января 2015 года объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ, услуг крайне низок и составляет лишь 0,2% от объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие особые экономические зоны.

 
Источник: newdaynews.ru