Мемория. Владимир Бурич

6 августа 1932 года родился Владимир Бурич, поэт, мастер верлибра.

Личное дело

Владимир Петрович Бурич (1932 – 1994) родился в шахтерском городе Александровске-Грушевском Северо-Кавказского края, расположенном на землях бывшего Войска Донского. Вырос в Харькове, и всю жизнь считал родным именно этот город, в котором встретились его мать и отец, приехавшие туда на работу по назначению в проектный институт ГИПРОХИМ в качестве инженеров-химиков.

В Харькове Владимир прожил до двадцатилетнего возраста, за исключением трех военных лет (с 1941 по 1944), проведенных в эвакуации на Урале в Челябинске.

Осенью 1953 года, в связи со всесоюзной реорганизацией подготовки журналистов и преобразованием отделений журналистики на филологических факультетах в самостоятельные факультеты, перевелся на 4-й курс факультета журналистики Московского университета им. М.В.Ломоносова, который окончил в 1955 году.

Жил в Москве, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия». Был одним из создателей группы по изучению теории языка при Институте мировой литературы. Переводил на русский язык европейскую поэзию XX века, прежде всего польскую и югославскую.

С юности Бурич писал стихи. Эпизодически публиковался с 1961 года.

Основной корпус его сочинений был написан в 50-е и 60-е годы. Они и составили первый прижизненный сборник.

Первый сборник поэзии Бурича вышел на французском языке в переводах Леона Робеля в 1977 году. Затем в 80-х годах вышли его книги в Польше (в серии «Humanum est» Краковского литературного издательства) и в Югославии. Российскому же читателю Бурич стал известен только в конце 80-х, когда была издана первая книга его стихов «Тексты, стихи, удетероны, проза». Удетеронами поэт называл минимальный поэтический жанр – однострочие («моностих»).

Владимир Бурич умер 26 августа 1994 года во время Стружских вечеров поэзии в Македонии.

Владимир Бурич

Чем знаменит

Владимира Бурича называют основоположником современного русского свободного стиха (верлибра). Сам же он именовал себя поэтом-«уитманистом», последователем Уолта Уитмена.

Считается одним из крупнейших теоретиков и пропагандистов верлибра, начиная со статьи 1972 года «От чего свободен свободный стих» в журнале «Вопросы литературы», создателем оригинальной стиховедческой концепции. «Теперь верлибром в России пишут многие молодые стихотворцы. Но прописку этот способ стихосложения получил у нас только с конца 80-х годов, и во многом благодаря творчеству этих двух поэтов — Бурича и Куприянова», - писал Сапгир.

На русском языке вышли всего две поэтических книги Бурича: прижизненная «Тексты» (1989) и посмертная «Тексты-2», изданная женой поэта Музой Павловой в 1995 году.

О чем надо знать

Долгие годы Бурича не печатали. Сам о себе он говорил: «...Я был приговорен к высшей мере литературного наказания – к двадцати семи годам непечатания». Поэтика свободного стиха казалась слишком необычной, слишком вызывающей. «Писать верлибром в Советском Союзе считалось «поклонением Западу» — это было бунтарством само по себе. Поэтому публикаций было очень мало», - писал о Буриче Сапгир.

Имя Бурича, в частности, упоминалось и в печально знаменитом погромном фельетоне против неподцензурной поэзии «Бездельники карабкаются на Парнас», опубликованном в «Известиях» в 1960 году.

Совсем же путь в «печать» ему, по свидетельству поэта Вячеслава Куприянова, был перекрыт после стихотворения, которое не понравилось фронтовику Давиду Самойлову:

Мир наполняют

послевоенные люди

послевоенные вещи

нашел среди писем

кусок довоенного мыла

не знал что делать

мыться

плакать

Довоенная эра –

затонувшая Атлантида

И мы

уцелевшие чудом

После этого Буричу удавалось лишь изредка печататься в московских ежегодниках «День поэзии», - и то, начиная лишь с 1966 года, когда вступление к его подборке написал знаменитый тогда Назым Хикмет.

Только к концу 80-х годов свободный стих был «реабилитирован». В 1988 году вышел первый коллективный сборник поэтов-либристов «Белый квадрат». Помимо Бурича, в нем были представлены К.Джангиров, В.Куприянов, А.Тюрин.

В 1989 году Бурич получает международную литературную премию в Югославии «Золотой ключ Смедерева». В Москве выходит новая антология верлибра «Время Икс», а в издательстве «Советский писатель» – его основная книга «Тексты, стихи, удетероны, проза».

Прямая речь

Бурич, «Факты к биографии»:

В младенчестве меня украли цыгане

На мясо

В семь лет предложил

деревянным щитам приделать карманы

чтобы носить в них камни

и войско соседней улицы

было разбито

В одиннадцать лет

скрываясь от мертвого часа в окопе

на берегу водоема

был сражен

впервые увидев женское тело

об остальном вам станет известно

из выходных данных

моей невышедшей книги

О себе: «Я прожил жизнь по принципу инакомыслия. Я думаю иначе — следовательно, существую.
Я всегда боялся навредить своему государству и народу.
Мучили размышления об этом. Ища философского обоснования искусству, создал новую философскую доктрину — адаптационизм, построенный на абсолютизации физиологической и психологической адаптации»

Об ограниченности возможностей традиционного рифмованного стиха: «Смысл стихотворения в громадной степени зависит от рифмопорождающих способностей пишущего, то есть рифма выступает в качестве стимулятора и регулятора ассоциативного мышления… Оттого-то и любят конвенциональные поэты называть процесс своего творчества "колдовством", "шаманством", "волшебством", "наитием" и т.п.»

О творчестве: «Общей заветной мечтой и конвенциональных и либрических поэтов является создание стихов, в которых возникает эффект нерукотворности. Такое случается крайне редко. К этому я и стремлюсь»

Валерий Липнев о творчестве Бурича: «Метод Бурича, в сущности, акупунктура: легкие, отвлекающие поглаживания и - точный, всегда неожиданный укол с расходящимися волнами ассоциаций».

Сапгир о Буриче: «Он был такой основательный, положительный, солидный, больше похожий на ученого. И стихи писал ясные, точные. Владимир Бурич — поэт-педант: раз и навсегда определил, каким должен быть свободный стих, и следовал этому всю жизнь. Но стихи получались настоящие. А ученым он действительно был. Бурич выстроил универсальную таблицу русского стиха, и любое стихотворение у него попадало в заранее заготовленную ячейку».

5 фактов о Владимире Буриче



Сам себя Бурич называл «гуманист-одиночка»



У поэта было несколько фобий. В частности, он боялся высоты и воды.



В семидесятые годы Владимир Бурич много сил потратил на внедрение своего изобретения — социального страхования авторов в СССР, для чего вместе с двумя своими товарищами написал около ста писем в самые высокие адреса партии и государства (Шелепину, Брежневу, Суслову, Андропову, Руденко и др.)



Стихотворения Бурича использовались в раннем творчестве российского нойзового проекта «Шумы России».



В недавнем времени интерес к автору оказался значительно приподнят благодаря записям художественного чтения поэзии Бурича его земляком, харьковчанином Павлом Гражданским, в музыкальном сопровождении.

Материалы о Владимире Буриче

«Бурич дикорастущий». Вячеслав Куприянов

Белый квадрат. Валерий Липневич о поэзии Владимира Бурича.

Статья о Владимире Буриче в русской Википедии