Эксперт Вадим Новиков: Средний покупатель проиграет в случае победы ФАС над Apple

Эксперт Вадим Новиков: Средний покупатель проиграет в случае победы ФАС над Apple

Интересы среднего потребителя сейчас, когда Федеральная антимонопольная служба видит нарушения со стороны компании Apple, не ущемляются, но, возможно, будут, если ведомство выиграет суд и обяжет компанию отойти от фиксированной цены перепродажи айфонов. Об этом в беседе с «Полит.ру» рассказал Вадим Новиков, антимонопольный экономист, эксперт в области прикладной микроэкономики, комментируя возможное развитие ситуации.

«Для потребителя – я имею в виду среднего потребителя – в нынешней ситуации нет ничего особенного.

Мы же не считаем, что есть что-то плохое для потребителя в ситуации, когда, например, все сотрудники в отделе продаж какой-то фирмы продают товар по одному прайс-листу. Это обычная ситуация. Здесь же компания-производитель, вместо того, чтобы продавать айфоны при помощи корпоративного отдела продаж Apple, вынесла их на аусорсинг. То есть вместо того, чтобы продавцов звали Иванов, Петров или Сидоров, их зовут «Эльдорадо», «М-Видео» и т.д.

Итак, продажи вынесены на аутсорсинг, но суть дела от этого не меняется. В обвинении ФАС речь идет просто о том, что компания Apple вместо Иванова и Петрова подрядила на продажу своих товаров магазины, и все они продают айфоны по единому прайс-листу. Это вещь обычная, характерная для многих рынков, от айфонов до цемента.

К тому же в этой ситуации, если говорить уже не абстрактно, а про рынок бытовой техники и электроники, существуют и отдельные причины, по которым для потребителя в действительности лучше, чтобы цена перепродажи была установлена.

Мы говорим о технике, которая довольно дорога и в которой есть множество функций, не всегда очевидных. Такого рода товары – необязательно айфоны, это может быть, например, дорогая стиральная машина – очень часто продаются по результатам консультаций, то есть люди просто подходят к консультанту в магазине и спрашивают. Но труд консультанта никак отдельно не оплачивается – он входит в цену товара. И если цена перепродажи зафиксирована для всех продавцов, то появляется возможность установить цену так, чтобы магазин, ритейлер был заинтересован в этих консультациях, чтобы цены покрывала издержки. Потому что если цена у всех одна, значит, продажи привлечет тот, кто даст больший сервис.

Однако если цена перепродажи не будет зафиксирована, то эти полезные информационные услуги будут с рынка вымываться. Компания, которая попытается их предоставить, пострадает: она будет работать как бесплатный шоу-рум, когда люди приходят в магазин, разговаривают с консультантами, спрашивают, сравнивают товары, а потом возвращаются домой и покупают все это дешевле в интернете, где никаких дополнительных услуг нет. А так как никто из ритейлеров не хочет быть бесплатным шоу-румом, то на практике в этом сценарии любое дополнительное обслуживание и информация просто будет вымываться с рынка.

Для профессионального пользователя, опытного покупателя, который на 100% знает, чего хочет, эти услуги, наверно, не нужны. И он при том сценарии, который предлагает ФАС, пожалуй, даже выиграет. Но если говорить про среднего покупателя, для которого и сумма эта ощутима (а это сравнительно дорогой товар), который колеблется, сомневается – такого рода покупатель пострадает, потому что в случае, если ФАС добьется успеха, ему в месте продаж просто будет не с кем поговорить про то, что он собрался купить», – сказал Вадим Новиков.

О том, что ФАС России возбудила дело в отношении ООО «Эппл Рус», Apple Holding B.V., Apple Sales Ireland, Apple Operations International и Apple Inc. по подозрению в координировании цен на iPhone, стало известно вечером 8 августа. Информация о возбуждении дела была размещена на сайте ведомства.