Ъ: банки запросили у ЦБ доступ к кредитным историям без согласия граждан

МОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Банковское сообщество под эгидой ассоциации "Россия" направило в Центральный банк предложение отменить в ряде случае обязательное согласие клиента на запрос банка в бюро кредитных историй (БКИ), сообщает газета "Коммерсант".

Банкиры предлагают скорректировать закон "О кредитных историях" так, чтобы однажды полученное согласие на запрос в БКИ стало бессрочным. Сейчас согласие действительно на протяжении двух месяцев с момента получения или до конца кредита в случае его выдачи.

Еще одно предложение банкиров — отменить необходимость получения согласия на запрос в БКИ для граждан, которые уже присутствуют в клиентской базе банка.

Регулятор готов рассмотреть эти предложения, но ждет от участников рынка более весомой аргументации, пояснил газете зампред Банка России Михаил Сухов.

В ЦБ соглашаются, что получение согласия заемщика в значительной степени превратилось в формальность — банки в любом случае не выдадут кредит при отказе клиента на запрос в бюро кредитных историй. В то же время логично, чтобы данные о кредитной истории заемщика раскрывались в момент обращения за кредитом, добавил Сухов.

"Надо уважать тех, кто не хочет получать предложения о кредите по инициативе банка, защитить их от агрессивного маркетинга и вмешательства в частную жизнь", — считает Михаил Сухов.

Готовность регулятора к диалогу с банкирами по данному вопросу — позитивный сигнал для участников рынка, отмечает "Ъ". До сих пор Банк России даже не обсуждал такую возможность. В то же время привести аргументы банкам будет достаточно трудно, поскольку для них основной плюс таких изменений — возможность формировать предодобренные предложения без участия клиента.

По мнению правозащитников, отказ от согласия на получение кредитной истории опасен для граждан. По словам председателя Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, само согласие потенциального заемщика служит барьером для новой волны навязывания кредитов.

"Сейчас все-таки надо заставить заемщика прийти в банковское отделение, пообщаться с кредитным менеджером, и если человеку в принципе не нужен кредит, он не станет этим заниматься", — считает Янин.

Предодобренные варианты, например кредитные карты, которые раньше рассылались многими банками, провоцируют человека воспользоваться кредитом, причем заемщик не всегда осознает, что эти деньги придется вернуть, заключает правозащитник.

По материалам: ria.ru