Гинзенозиды. Что прячет Женьшень?

Гинзенозиды. Что прячет Женьшень?

Лекарственные свойства женьшеня известны давно, уже более 5000 лет. Корейская и китайская медицина имеет самый больший  опыт  практического использования лечебных и профилактических свойств женьшеня. Опыт Китая и Кореи в основном был востребован американскими и западно-европейскими фармацевтическими компаниями, которые стали выпускать разнообразные таблетки, экстракты и капсулы, содержащие женьшень. 

Гинзенозиды. Что прячет Женьшень?

Ученые  из  России  тоже интересуются  женьшенем, занимаются   научными  исследованиями  лекарственных свойств женьшеня,  при этом делают акцент на  поиске  показаний  и  противопоказаний  к  его  применению для  разработки фармпрепаратов.  В мировой клинической практике есть много исследовательских данных, подтверждающих,  что входящие в состав женьшеня ценные биологические вещества, называемыми гинзенозидами  могут быть  основой лекарств для лечения  онкологии,  заболеваний нервной системы, болезни Альцгеймера, восстановления клеток печени. И при этом, гинзенозиды, как уникальные ценные вещества  женьшеня, почти не встречаются в других растениях. 

С развитием биотехнологий, ученые стали  выделять отдельные гинзенозиды, каждый из которых отвечает за определенное лекарственное воздействие. Например,  гинзенозид Rg1  укрепляет иммунную систему, повышает умственные способности и  память, является нейропротектором,  снимает усталость и напряжение, восстанавливает нервные клетки и сексуальную активность. R-e поощряет синтез  ДНК и клеток костного мозга, снимает боль, улучшает метаболизм холестерина, защищает печень. Поняв, что гинзенозиды являются ценными лекарственным веществами,   в разных странах стали получать женьшень путем сельскохозяйственного засевания  семян  или пересаживания саженцов  женьшеня  в лесах.

Затем, женьшень стали выращивать  на специально  возделываемых полях,  при этом обязательно  защищая женьшень  от воздействия прямых солнечных лучей. Сегодня с развитием биотехнологий  женьшень стали культивировать и выделять  из  клеток  этого  растения  столь ценные гинзенозиды. Можно добавить, что женьшень помимо гинзенозидов содержит множество других важных компонентов, таких как:  протеины, аминокислоты, нуклеиновые кислоты и алкалоиды - азотосодержащие; жирные кислоты, эфирные масла,  полиацетилен, феноловые компоненты, фитостерол и терпеноид – жирорастворимые ингредиенты; моносахариды, олигосахариды и полисахариды; пектиновое вещество, витамины и минералы. Мировая потребность в лекарствах  из женьшеня возрастает с каждым годом.

В такой небольшой стране, как Япония, ежегодный спрос на женьшеневое сырье составляет 1 тыс. т. Даже тропическая Австралия ежегодно импортирует свыше 10 т сухого корня женьшеня и различных его препаратов. Каждую зиму через Гонконг транспортируется свыше 5 тыс. т. женьшеня, которые тоже находят своего покупателя. Все это свидетельствует о подъеме мирового женьшеневого бизнеса.

Но мировые цены на женьшень имеют тенденцию к снижению. Удешевление происходит за счет разработки более совершенных биотехнологий, позволяющих не только получать ценные гинзенозиды из клеток женьшеня, но  и увеличивать  количество  гинзенозидов  и улучшать их свойства.   Именно благодаря биотехнологиям культивирования, выращивания  клеток вне растения, стало возможным  получать ценные гинзенозиды  из  клеток  корней, стеблей, семян женьшеня.

Такие клетки в биотехнологии с называются клетками-продуцентами ценных веществ растения. В стволе, листьях и семенах женьшеня содержится разное количество ценных гинзенозидов и поэтому любая биотехнология ставит для себя задачу выделить те клетки растения, которые обладают потенциалом  ценных свойств всего растения,  при этом необходимо, чтобы  клетки оставались  в специальном состоянии – состоянии недиференцированности, так как только в этом  состоянии клетки способны продуцировать ценные БАВ и делится, создавать свои клоны, в каждой  из  которых содержаться гинзенозиды. Биотехнологи во всем мире тратят большие средства на поддержание состоянии недиференцированности клеток-продуцентов, применяя для этого различные гормоны и другие добавки. 

А особо важной проблемой получения ценных  растительных  веществ из клеток – продуцентов, в том числе и гинзенозидов,  является  сложность получать эти ценные вещества в промышленных  объемах. Для промышленного получения гинзенозидов приходится постоянно и дорого  пересевать природные плантации женьшеня, ждать выращивания в течении продолжительного,  5 - 10 лет его роста,   культивировать новые  недифференцированные  клетки – продуценты, которые с течением короткого времени, становиться недееспособными продуцировать гинзенозиды. Ученые в том числе,  и в России пытались найти решения, решающее эти сложности, но безуспешно. Однако,  относительно недавно на рынке  растительного культивирования появилась уникальная биотехнологическая разработка, способная решить все эти  непростые  задачи.

Разработчиком биотехнологии стала Корпорации Unhwa, которая в 2005 году  открыла технологию культивировании уникальных клеток, которые могут быть недиференцированными бесконечно долго, могут воспроизводить свои клоны в промышленных объемах,  обладают потенциалом  полезных веществ разных частей растения. Эти клетки называются Cambial meristematic cells (СМС) , камбиальные меристемные клетки, выделенные из трудно доступного камбиального слоя растения.  Именно в  камбии растения происходит процесс зарождения новых клеток, за счет которых растение постоянно регенерируется, что обеспечивает постоянный   и бесконечный  процесс  воспроизводства Cambial meristematic cells (СМС)  в  процессе  культивирования. Cambial meristematic cells (СМС)  были известны биотехнологам, но в течении 160 лет никто  из  ученых не смог  выделить  эти клетки так как повреждались при извлечении из растения.

И только корейским ученым Корпорации Unhwa, удалось осуществить этот прорыв. Из Cambial meristematic cells (СМС) корейские ученые выделили   гинзенозиды  50 - летнего дикого женьшеня, которые при исследованиях показали  широкий диапазон  фармакологического действия:  улучшение  работы памяти, анти-раковые свойства, демонстрировали противоопухолевый эффект, замедляли рост раковых клеток, демонстрировали нейропротекторные свойства, в том числе поддержание гомеостаза, противовоспалительное, антиоксидантное, анти-апоптотическое и иммуностимулирующее действия.

Чтобы технология корейских ученных  принесла пользу и для российской фармацевтической индустрии, известный российский бизнесмен Максим Яковлев проявил инициативу и занялся трансфером уникальной технологии в Россию. Максим Яковлев в 2010 году стал директором европейского представительства Корпорации  Unhwa, в Санкт Петербурге. Цель Максима Яковлева состоит в том, чтобы построить инновационный биотехнологический завод по промышленному производству биологически активных веществ для создания растительных лекарственных средств. И такие инициативы можно только приветствовать. Уверены, что исследования полезных свойств женьшеня и его составляющих принесут нам ещё много открытий.