Об одобрении Генассамблеей ООН резолюции по вопросу соблюдения прав человека в Крыму и Севастополе

Одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 2017 года резолюция «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина» не может быть положена в основу каких-либо действий и решений России в связи с отсутствием доказанности изложенных в приведенной резолюции фактов и обстоятельств о конкретных нарушениях прав человека, якобы допущенных со стороны Российской Федерации в отношении населения, проживающего на территории Республики Крым и города Севастополя.

В России функционирует эффективная система защиты и восстановления нарушенных прав, к которой может обратиться любое лицо, полагающее, что его права нарушены. Не являются исключением и граждане, проживающие на территории вновь вошедших в состав Российской Федерации субъектов.

В рамках одобрения резолюции не производилась оценка реальной ситуации с правами человека на территории Республики Крым и города Севастополя. Так, не проводилось специального мониторинга правоприменения, не учитывались аспекты функционирования национальной правовой системы, не давалось оценки обстоятельствам конкретных судебных дел, которые были рассмотрены национальными судами, а приводятся лишь абстрактные утверждения. Более того, оценка фактических обстоятельств судебных дел вообще не находится в компетенции ООН.

Между тем, для приведения утверждений о нарушении прав конкретных граждан или их объединений необходимо осуществление всестороннего судебного рассмотрения соответствующих споров, что, однако, в большинстве случаев не было сделано по причине отсутствия обращения таких граждан и объединений за судебной защитой.

В свою очередь, к примеру, не столь давно Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел очень значимое дело о функционировании механизма отчуждения собственности и его реализации в отношении имущества, расположенного в Крыму, в итоговом решении по которому указал, что судебные механизмы гарантии защиты права собственности применимы во всяком случае.

По некоторым из вопросов, указанных в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 2017 года, уже имеются вступившие в законную силу судебные акты, в которых приводятся исчерпывающие доводы, свидетельствующие об отсутствии нарушений прав человека, на которые указывает Генеральная Ассамблея ООН. В частности, признавая Меджлис крымскотатарского народа экстремистской организацией и запрещая его деятельность на территории Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым, что в последствии было подтверждено в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 127-АПГ16-4, исходил из того, что объединением действительно осуществляется деятельность, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, целостности ее территории, безопасности государства и общества. Так, к примеру, при рассмотрении дела судом было установлено, что Меджлис крымскотатарского народа принимал активное участие в «экономической блокаде Республики Крым», в рамках которой проводились протестные мероприятия, направленные на блокирование транспортного сообщения и перекрытие всех выездов с территории Украины в Республику Крым.

Одобрение Генеральной Ассамблеей ООН резолюции о нарушениях прав человека в Крыму с точки зрения данной в ней оценки не столь однозначно, каким может показаться на первый взгляд. За одобрение резолюции проголосовали лишь 70 государств, 26 проголосовали против, и 76 — воздержались. Такое отсутствие единодушной поддержки резолюции в ООН свидетельствует о явной неоднозначности тех вопросов, которые были поставлены при голосовании.

Политические обстоятельства, а также отсутствие единодушия членов ООН в ходе голосования позволяют говорить, что принятие резолюции о нарушениях прав человека в Крыму является попыткой международного давления на Российскую Федерацию через механизмы ООН, что не допустимо.

Вопрос о вхождении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации не поднимается и не может быть поднят. Российская Федерация соблюдала и соблюдает нормы международного права, неукоснительно следуя принципам, заложенным в Уставе ООН.

Россия ориентируется на конструктивный диалог с мировым сообществом и международными организациями — в том числе по вопросам прав человека. Однако, ни при каких обстоятельствах неприемлема подмена механизмов национальной правовой системы механизмами в системе ООН, которые имеют совершенно другие цели, среди которых поддержание мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии (статья 1 Устава ООН).


Закон возьмёт под защиту экологически чистые продукты


Путин повысил пенсии сотрудникам силовых ведомств


Кто попадёт под налоговую амнистию?

По материалам: pnp.ru