Пандемия и фейки: как новая реальность повлияет на борьбу с недостоверной информацией?

Пандемия и фейки: как новая реальность повлияет на борьбу с недостоверной информацией?

Пандемия коронавируса показала всему миру важность пресечения фейковых сообщений в социальных сетях. Именно соцсети в такой сложный период оказались главным источником распространения недостоверной информации, которая подрывает доверие граждан к власти и приводит к дестабилизации общества. Инструменты фактчекинга и самоконтроля регулярно анонсируются такими IT-корпорациями, как Google, Facebook и Twitter. Сейчас о них задумываются и в России.

Шаги по пресечению фейковых сообщений хоть и реализуются западными компаниями, но особого эффекта они не приносят, зачастую вызывая еще больше вопросов и указывая на факты откровенно предвзятой модерации. Скандалы, вызванные предвзятой модерацией со стороны глобальных интернет-платформ, а также антироссийские информационные кампании стали чем-то обыденным.

"Информационным вирусом заражается много людей. Парадокс в том, что компании объявляют о введении инструментов самоконтроля, но раз за разом эта борьба проваливается", - заметил член Общественной палаты Александр Малькевич.

Для недопущения искажения образа РФ и ее исторической памяти Минфин выделил средства на разработку программы противодействия фальсификациям и искажениям отечественной истории. "На дилетантские попытки публичных персон представить историю в ложном свете будем отвечать публикацией конкретных исторических документов, опровергающих несостоятельные версии", - отметил исполнительный директор фонда "История Отечества" Константин Могилевский.

"Выявление фейков - это большая работа. Мы провели работу по фальсификации истории - по фейкам, связанным с ВОВ. Упоминание “победобесия” выросло в 5 раз. Если сначала такой контент производился за рубежом, то потом идёт перенятие информационной повестки, и уже люди сами генерируют контент. Раньше российские пользователи занимали в этом 38%, а сейчас уже 48%. Каждое государство и каждый ресурс сами будут защищать свои интересы. Понимать, что происходит, мы пока не научились. Это должна быть инициатива общественная, государственная. Фейковые кампании имеют большое влияние на настроение и поведение населения", - уточнил Андрей Фадеев из АО "Крибрум".

Кроме того, Роспечать предложила создать агрегатор по отслеживанию фейковых новостей при помощи искусственного интеллекта. Такой сервис должен учитывать авторитетность источника, время публикации, ссылки, изображения и видео. Воспользоваться сервисом смогут как частные пользователи и организации, так и надзорные ведомства, предполагают в Роспечати. Создание дата-сервиса планируется завершить к 2023 году.

При этом эксперты отмечают необходимость простроить систему фактчекинга постов в социальных сетях независимой от самих интернет-площадок и основанной на прозрачных и единых для всех принципах модерации.

"Конечно, механизм факт-чекинга не должен работать на основе личных предпочтений соцсетей, модераторов. Должен быть алгоритм, но механизм должен существовать: анализ ленты информационных агентств, сведения почты, какая-то еще система", - подчеркнул Малькевич, добавив, что рядом с постом пользователя должна появляться надпись о том, является ли достоверной его информация.

По его словам, наиболее часто подобные сообщения распространяются на площадках социальной сети "ВКонтакте" - 38% упоминаний, на втором месте - сообщения в Twitter (28% упоминаний), 15% сообщений приходится на СМИ.

"В эпоху до интернета нужно было получать разрешение Роскомнадзора, чтобы стать СМИ. Интернет эту парадигму сдвинул — теперь не нужно получать лицензий. Проблема сейчас — мы не даём своей повестки. В СССР рисовались плакаты, был ряд идей национальных. На мой взгляд, государству нужно давать свою повестку. Многие госорганы недостаточно взаимодействуют друг с другом, нет согласованности. Победа возможна только тогда, когда есть согласованные действия. Нужно наладить единую линию. У нас никто не занимается отслеживанием фейковых видео, которые могут нести опасность. Через официальную рекламу YouTube мошенники рекламировали сайты о социальных выплатах. Раз мы не хотим блокировать, давайте заработаем денег на этих ресурсах", - подчеркнул директор ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков.

По материалам: uposters.ru