"Надо уметь создавать шумиху вокруг своего имени". Почему самую дорогую художницу современности Яёи Кусаму считают самой переоцененной

В издании The New Yorker вышла рецензия на новую выставку Яёи Кусамы, в которой журналист Джексон Арн раскритиковал знаменитую на весь мир 94-летнюю японскую художницу. Кусама считается одним из самых популярных и успешных художников в мире: на ее выставки обычно выстраиваются огромные очереди, ее имя регулярно мелькает в СМИ, одна из ее работ была продана за рекордные 7, 1 млн долларов. С ней сотрудничал модный гигант Louis Vuitton: в рамках коллаборации бренд выпустил вещи и аксессуары в разноцветный крупный горох — именно такой рисунок прославил Кусаму, которую даже называют "королевой гороха", и стал ее фишкой. Однако в материале под названием "Яёи Кусама превратила искусство в селфи" Джексон Арн раскритиковал работы художницы, заслуги и талант которой, по его мнению, сильно преувеличены. Spltnk изучил материал и пересказывает главное.
Джексон Арн посетил выставку Яёи Кусамы "Я провожу каждый день в объятиях цветов" (I Spend Each Day Embracing Flowers), открывшуюся в мае в галерее Дэвида Цвирнера в Нью-Йорке. Критик начинает свою рецензию с упоминания того факта, что Кусама страдает психическими заболеваниями: как утверждает сама художница она живет в мире галлюцинаций, рисует и создает то, что видит в своем воображении.
Выставка Яёи Кусамы/davidzwirner.com"Художники могут быть одновременно очень коммерческими и при этом преданными своему желанию сделать мир лучше. Искусство в наши дни становится для них терапией, способом "проработать" что-то. А зрители могут укрепить свои "мышцы сопереживания". В этом отношении определяющей культурной фигурой десятилетия, тем, кто лучше всех понимает ситуацию, является Яёи Кусама, работы которой были проданы за многие миллионы. Она откровенно рассказывает о своих галлюцинациях и однажды заявила: "Я создаю искусство для исцеления всего человечества", — пишет он.
Автор называет художницу "квинтэссенцией современного застенчивого чудовища, страдающего манией величия". "Ее "комнаты бесконечности", эти покрытые зеркалами кубы, которые превращают все, что находится внутри, в бесконечные повторения стройных рядов самих себя, настолько удобны для селфи, что селфи, возможно, было изобретено, чтобы прославить их. Она без иронии называет наше время эпохой "всемирной кусамании", и в ее мемуарах полно таких строк, как "1972 был годом, когда мое имя впервые появилось в американском журнале "Кто есть кто". С тех пор я попадаю в список каждый год", отмечает журналист.

Арн пишет, что все буквально помешались на "горошке Кусамы". В статье он упоминает бесконечные селфи посетителей ее выставок для инстаграма*, многомиллионную сувенирную продукцию, производство которой поставлено на конвейер, а также ее сотрудничество с Louis Vuitton: "В вещи с ее горошком можно уже одеть небольшую страну".
Помимо широко разрекламированных "товаров из сувенирных магазинов", творчество Кусамы процветает за счет "искусственного дефицита" и пиара, отмечается в статье. "Самая беспроигрышная стратегия в сфере развлечений такая: где бы ни была установлена ее "комната бесконечности", она привлекает длинные очереди потребителей, готовых с удовольствием ждать часами — потому что это модно. Придерживайтесь этой стратегии, и вы получите больше селфи, больше потребителей и продукт, столь же узнаваемый, как бутылка кока-колы", — уверен автор.

Журналист заявляет, что Яёи Кусама слишком увлеклась созданием придуманного ею самой образа и попытками связать свое творчество с собственной автобиографией: "Кусама лепит тыквы, потому что ей привиделась гигантская говорящая тыква, она рисует точки, потому что они виделись ей с детства в Японии. По ее словам, ее искусство — единственный способ, которым она может осмыслить свою жизнь. В ее интервью много сомнительных заявлений в духе того, что еще ребенком она "стала свидетельницей полового акта", а после переезда в Нью-Йорк в конце 1950-х была вынуждена "питаться объедками из мусорных баков".

Яёи Кусама родилась в Японии в 1929 году, с детства страдала галлюцинациями и навязчивыми мыслями, часто суицидального характера. Во многом на ее психику повлияло жестокое воспитание матери. Рисовать Яёи начала в раннем возрасте по совету психиатра и в итоге решила сделать это своей профессией. В начале карьеры она покрывала различные поверхности, от стен до обнаженных натурщиков, рисунком в горошек. Это стало ее фирменным знаком: большие поля горошка, или "сети бесконечности", как она сама называет их, пришли к ней из галлюцинаций.

Главным художественным впечатлением юности для Яёи стал сборник репродукций картин известной американской абстракционистки Джорджии О'Кифф (подробно о жизни и творчестве этой художницы мы рассказали здесь). В более зрелом возрасте Кусама раздобыла адрес художницы и написала ей письмо, между ними завязалась переписка, и в результате Кусама с ее помощью переехала в Нью-Йорк. Там она долгое время жила в бедности — денег не хватало даже на отопление и краски. Однако Кусама была полна решимости завоевать мир искусства: она много рисовала, создавала скульптуры и инсталляции, участвовала в перформансах. Яёи не стеснялась своего психического расстройства и часто публично упоминала о нем. Именно эта ее особенность, как многие считают, сыграла немалую роль в продвижении ее творчества. Кроме того, художница привлекала внимание публики собственноручно сделанными необычными нарядами, японскими традиционными одеждами и вычурными аксессуарами. В итоге ей удалось завоевать репутацию лидера авангардного движения, стать успешной и популярной.
Автор считает, что "давление успеха в сочетании с фанатизмом подорвали ее психическое здоровье и лишили ее рассудка". В 1977 году, после нескольких нервных срывов и попытки самоубийства, Яёи Кусама уехала в Японию и по собственной воле легла в психиатрическую больницу. А зрители, увлеченные ее разрекламированным успехом и необычной биографией, видят в довольно посредственных работах художницы то, чего на самом деле в них нет, говорится в статье.





"Зрители не просто смотрят на искусство, они пытаются посмотреть на мир ее глазами, найти в ее работах то, что она называет своими навязчивыми идеями. Вы можете долго смотреть на картины и инсталляции в горошек. <...> Некоторые критики утверждают, что чувствуют в них что-то жуткое, хотя я подозреваю, что это имеет мало общего с тем, что на них изображено. Главная причина, по которой кто-то может посмотреть на эти картины и подумать про одержимость, о которой говорит Кусама, заключается в том, что художница повторяет это слово раз за разом в интервью и пресс-релизах на протяжении последних 50 лет", — пишет автор.
Произведения искусства, показанные на новой выставке Яёи Кусамы, по мнению журналиста, "в точности соответствуют бренду художницы и абсолютно скучны". "Да, они кричащие, как и любые красочные вещи в белой комнате, но это все, что можно о них сказать — попробуйте найти в них иронию или мудрость и вы уйдете разочарованным. Скульптуры из цветов и тыкв скучны так же, как скучен чей-то странный сон", — отмечает он. Арн считает, что организаторы выставки "поступили разумно, выделив посетителям не более 60 секунд на пребывание в "комнате бесконечности", так как дольше там просто нечего делать". Сам он зашел на выставку до открытия и простоял в одной из знаменитых "комнат бесконечности" художницы 10 минут.

"То, что я увидел, было очень красиво: естественный свет сочился через большие полупрозрачные отверстия синего, желтого, красного и зеленого цветов. Ощущение бесконечности — это то, что может дать вам настоящее произведение искусства, но я был удивлен тем, как быстро мои глаза приспособились к "бесконечным" отражениям, насколько предсказуемыми стали мои движения, как скоро стеклянная коробка стала казаться маленькой и похожей на клетку. Зеркальная комната всегда будет выглядеть круто, на этой показной крутости все и держится. Далее на выставке я увидел несколько картин в горошек и подумал, что набор инструментов Кусамы в основном одинаков, будь то холсты или эти "бесконечные комнаты", — заявил журналист.

В своей рецензии Джексон Арн приводит слова писателя и публициста Эндрю Соломона, который еще в 1997 году писал: "Было трудно отличить подлинные навязчивые идеи Кусамы от тех, которые она демонстрировала, чтобы усилить шумиху вокруг своей персоны". Журналист добавляет, что в наше время особенно популярны знаменитости "со странностями", и Яёи Кусама отлично вписывается в такой контекст: именно этим можно объяснить новую волну интереса к ее личности. Автор также заявляет, что идеи Кусама едва ли черпает из своего богатого, по ее же словам, воображения и необычного жизненного опыта. Известно, что сама она часто обвиняла в плагиате художников, создающих якобы похожие на ее работы произведения искусства — например, Энди Уорхолла и Класа Ольденбурга, с которыми общалась и выставлялась в одних и тех же галереях.
"Обвинения в плагиате, которые Кусама предъявляла другим художникам — безусловно, один из показательных моментов в механизме ее славы. Смешно, что она называет очевидно фотогеничные вещи придуманными лично ею, присваивая себе их создание. В 1999 году, когда журналист спросил ее, что она думает о зеркальных комнатах другого художника, она обвинила того в том, что он копирует ее, и настаивала на том, что идея пришла ей в голову первой, еще когда она была ребенком", — пишет журналист.
В статье Джексон Арн напоминает, что в 1962 году Яёи Кусама участвовала в выставке в музее Стеделейк в Амстердаме, где "ныне почти забытый художник Кристиан Мегерт оборудовал зеркальную комнату". Три года спустя Кусама дебютировала сама со своими зеркальными "комнатами бесконечности", отмечается в материале. "Конечно, современное искусство — это не беговая дорожка: если вы придумали что-то первым, это не значит, что вы выиграете. Суть в том, что надо уметь создавать шумиху вокруг своего имени, надо иметь самую интригующую автобиографию, заставлять аудиторию метаться между вашими блестящими творениями и вашим блестящим "я" — как свет между зеркалами Кусамы — до тех пор, пока зрители не потеряются в этой "комнате бесконечности", — резюмирует автор.
На сегодняшний день Яёи Кусама по-прежнему находится в психиатрической лечебнице в Токио, в которой она уже с середины 1970-х. Она продолжает создавать произведения искусства в собственной студии, расположенной рядом с медучреждением. Кусама, состояние которой оценивается в 20 млн долларов, возглавляет рейтинг самых дорогих из ныне живущих художниц. Она признана одним из лидеров американского авангардного движения, предшественницей поп-арта и минимализма.
*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией