"Надо уметь создавать шумиху вокруг своего имени". Почему самую дорогую художницу современности Яёи Кусаму считают самой переоцененной

"Надо уметь создавать шумиху вокруг своего имени". Почему самую дорогую художницу современности Яёи Кусаму считают самой переоцененной

"Надо уметь создавать шумиху вокруг своего имени". Почему самую дорогую художницу современности Яёи Кусаму считают самой переоцененной

В издании The New Yorker вышла рецензия на новую выставку Яёи Кусамы, в которой журналист Джексон Арн раскритиковал знаменитую на весь мир 94-летнюю японскую художницу. Кусама считается одним из самых популярных и успешных художников в мире: на ее выставки обычно выстраиваются огромные очереди, ее имя регулярно мелькает в СМИ, одна из ее работ была продана за рекордные 7, 1 млн долларов. С ней сотрудничал модный гигант Louis Vuitton: в рамках коллаборации бренд выпустил вещи и аксессуары в разноцветный крупный горох — именно такой рисунок прославил Кусаму, которую даже называют "королевой гороха", и стал ее фишкой. Однако в материале под названием "Яёи Кусама превратила искусство в селфи" Джексон Арн раскритиковал работы художницы, заслуги и талант которой, по его мнению, сильно преувеличены. Spltnk изучил материал и пересказывает главное.

Джексон Арн посетил выставку Яёи Кусамы "Я провожу каждый день в объятиях цветов" (I Spend Each Day Embracing Flowers), открывшуюся в мае в галерее Дэвида Цвирнера в Нью-Йорке. Критик начинает свою рецензию с упоминания того факта, что Кусама страдает психическими заболеваниями: как утверждает сама художница она живет в мире галлюцинаций, рисует и создает то, что видит в своем воображении.

Выставка Яёи Кусамы/davidzwirner.com

"Художники могут быть одновременно очень коммерческими и при этом преданными своему желанию сделать мир лучше. Искусство в наши дни становится для них терапией, способом "проработать" что-то. А зрители могут укрепить свои "мышцы сопереживания". В этом отношении определяющей культурной фигурой десятилетия, тем, кто лучше всех понимает ситуацию, является Яёи Кусама, работы которой были проданы за многие миллионы. Она откровенно рассказывает о своих галлюцинациях и однажды заявила: "Я создаю искусство для исцеления всего человечества", — пишет он.

Автор называет художницу "квинтэссенцией современного застенчивого чудовища, страдающего манией величия". "Ее "комнаты бесконечности", эти покрытые зеркалами кубы, которые превращают все, что находится внутри, в бесконечные повторения стройных рядов самих себя, настолько удобны для селфи, что селфи, возможно, было изобретено, чтобы прославить их. Она без иронии называет наше время эпохой "всемирной кусамании", и в ее мемуарах полно таких строк, как "1972 был годом, когда мое имя впервые появилось в американском журнале "Кто есть кто". С тех пор я попадаю в список каждый год", отмечает журналист.

Зеркальная "комната бесконечности" Яёи Кусамы/Gettyimages.ru

Арн пишет, что все буквально помешались на "горошке Кусамы". В статье он упоминает бесконечные селфи посетителей ее выставок для инстаграма*, многомиллионную сувенирную продукцию, производство которой поставлено на конвейер, а также ее сотрудничество с Louis Vuitton: "В вещи с ее горошком можно уже одеть небольшую страну".

Помимо широко разрекламированных "товаров из сувенирных магазинов", творчество Кусамы процветает за счет "искусственного дефицита" и пиара, отмечается в статье. "Самая беспроигрышная стратегия в сфере развлечений такая: где бы ни была установлена ее "комната бесконечности", она привлекает длинные очереди потребителей, готовых с удовольствием ждать часами — потому что это модно. Придерживайтесь этой стратегии, и вы получите больше селфи, больше потребителей и продукт, столь же узнаваемый, как бутылка кока-колы", — уверен автор.

Белла Хадид с сумкой из коллекции Louis Vuitton x Yayoi Kusama/LV

Журналист заявляет, что Яёи Кусама слишком увлеклась созданием придуманного ею самой образа и попытками связать свое творчество с собственной автобиографией: "Кусама лепит тыквы, потому что ей привиделась гигантская говорящая тыква, она рисует точки, потому что они виделись ей с детства в Японии. По ее словам, ее искусство — единственный способ, которым она может осмыслить свою жизнь. В ее интервью много сомнительных заявлений в духе того, что еще ребенком она "стала свидетельницей полового акта", а после переезда в Нью-Йорк в конце 1950-х была вынуждена "питаться объедками из мусорных баков".

Выставка Яёи Кусамы/Gettyimages.ru

Яёи Кусама родилась в Японии в 1929 году, с детства страдала галлюцинациями и навязчивыми мыслями, часто суицидального характера. Во многом на ее психику повлияло жестокое воспитание матери. Рисовать Яёи начала в раннем возрасте по совету психиатра и в итоге решила сделать это своей профессией. В начале карьеры она покрывала различные поверхности, от стен до обнаженных натурщиков, рисунком в горошек. Это стало ее фирменным знаком: большие поля горошка, или "сети бесконечности", как она сама называет их, пришли к ней из галлюцинаций.

Яёи Кусама/Gettyimages.ru

Главным художественным впечатлением юности для Яёи стал сборник репродукций картин известной американской абстракционистки Джорджии О'Кифф (подробно о жизни и творчестве этой художницы мы рассказали здесь). В более зрелом возрасте Кусама раздобыла адрес художницы и написала ей письмо, между ними завязалась переписка, и в результате Кусама с ее помощью переехала в Нью-Йорк. Там она долгое время жила в бедности — денег не хватало даже на отопление и краски. Однако Кусама была полна решимости завоевать мир искусства: она много рисовала, создавала скульптуры и инсталляции, участвовала в перформансах. Яёи не стеснялась своего психического расстройства и часто публично упоминала о нем. Именно эта ее особенность, как многие считают, сыграла немалую роль в продвижении ее творчества. Кроме того, художница привлекала внимание публики собственноручно сделанными необычными нарядами, японскими традиционными одеждами и вычурными аксессуарами. В итоге ей удалось завоевать репутацию лидера авангардного движения, стать успешной и популярной.

Автор считает, что "давление успеха в сочетании с фанатизмом подорвали ее психическое здоровье и лишили ее рассудка". В 1977 году, после нескольких нервных срывов и попытки самоубийства, Яёи Кусама уехала в Японию и по собственной воле легла в психиатрическую больницу. А зрители, увлеченные ее разрекламированным успехом и необычной биографией, видят в довольно посредственных работах художницы то, чего на самом деле в них нет, говорится в статье.

Инсталляция Яёи Кусамы/Gettyimages.ru
Инсталляция Яёи Кусамы/Gettyimages.ru
Инсталляция Яёи Кусамы/Gettyimages.ru
Инсталляция Яёи Кусамы/Gettyimages.ru
Рекламная кампания коллекции Louis Vuitton x Yayoi Kusama/LV

"Зрители не просто смотрят на искусство, они пытаются посмотреть на мир ее глазами, найти в ее работах то, что она называет своими навязчивыми идеями. Вы можете долго смотреть на картины и инсталляции в горошек. <...> Некоторые критики утверждают, что чувствуют в них что-то жуткое, хотя я подозреваю, что это имеет мало общего с тем, что на них изображено. Главная причина, по которой кто-то может посмотреть на эти картины и подумать про одержимость, о которой говорит Кусама, заключается в том, что художница повторяет это слово раз за разом в интервью и пресс-релизах на протяжении последних 50 лет", — пишет автор.

Произведения искусства, показанные на новой выставке Яёи Кусамы, по мнению журналиста, "в точности соответствуют бренду художницы и абсолютно скучны". "Да, они кричащие, как и любые красочные вещи в белой комнате, но это все, что можно о них сказать — попробуйте найти в них иронию или мудрость и вы уйдете разочарованным. Скульптуры из цветов и тыкв скучны так же, как скучен чей-то странный сон", — отмечает он. Арн считает, что организаторы выставки "поступили разумно, выделив посетителям не более 60 секунд на пребывание в "комнате бесконечности", так как дольше там просто нечего делать". Сам он зашел на выставку до открытия и простоял в одной из знаменитых "комнат бесконечности" художницы 10 минут.

Выставка Яёи Кусамы/davidzwirner.com

"То, что я увидел, было очень красиво: естественный свет сочился через большие полупрозрачные отверстия синего, желтого, красного и зеленого цветов. Ощущение бесконечности — это то, что может дать вам настоящее произведение искусства, но я был удивлен тем, как быстро мои глаза приспособились к "бесконечным" отражениям, насколько предсказуемыми стали мои движения, как скоро стеклянная коробка стала казаться маленькой и похожей на клетку. Зеркальная комната всегда будет выглядеть круто, на этой показной крутости все и держится. Далее на выставке я увидел несколько картин в горошек и подумал, что набор инструментов Кусамы в основном одинаков, будь то холсты или эти "бесконечные комнаты", — заявил журналист.

Работы Яёи Кусамы/Gettyimages.ru

В своей рецензии Джексон Арн приводит слова писателя и публициста Эндрю Соломона, который еще в 1997 году писал: "Было трудно отличить подлинные навязчивые идеи Кусамы от тех, которые она демонстрировала, чтобы усилить шумиху вокруг своей персоны". Журналист добавляет, что в наше время особенно популярны знаменитости "со странностями", и Яёи Кусама отлично вписывается в такой контекст: именно этим можно объяснить новую волну интереса к ее личности. Автор также заявляет, что идеи Кусама едва ли черпает из своего богатого, по ее же словам, воображения и необычного жизненного опыта. Известно, что сама она часто обвиняла в плагиате художников, создающих якобы похожие на ее работы произведения искусства — например, Энди Уорхолла и Класа Ольденбурга, с которыми общалась и выставлялась в одних и тех же галереях.

"Обвинения в плагиате, которые Кусама предъявляла другим художникам — безусловно, один из показательных моментов в механизме ее славы. Смешно, что она называет очевидно фотогеничные вещи придуманными лично ею, присваивая себе их создание. В 1999 году, когда журналист спросил ее, что она думает о зеркальных комнатах другого художника, она обвинила того в том, что он копирует ее, и настаивала на том, что идея пришла ей в голову первой, еще когда она была ребенком", — пишет журналист.

В статье Джексон Арн напоминает, что в 1962 году Яёи Кусама участвовала в выставке в музее Стеделейк в Амстердаме, где "ныне почти забытый художник Кристиан Мегерт оборудовал зеркальную комнату". Три года спустя Кусама дебютировала сама со своими зеркальными "комнатами бесконечности", отмечается в материале. "Конечно, современное искусство — это не беговая дорожка: если вы придумали что-то первым, это не значит, что вы выиграете. Суть в том, что надо уметь создавать шумиху вокруг своего имени, надо иметь самую интригующую автобиографию, заставлять аудиторию метаться между вашими блестящими творениями и вашим блестящим "я" — как свет между зеркалами Кусамы — до тех пор, пока зрители не потеряются в этой "комнате бесконечности", — резюмирует автор.

На сегодняшний день Яёи Кусама по-прежнему находится в психиатрической лечебнице в Токио, в которой она уже с середины 1970-х. Она продолжает создавать произведения искусства в собственной студии, расположенной рядом с медучреждением. Кусама, состояние которой оценивается в 20 млн долларов, возглавляет рейтинг самых дорогих из ныне живущих художниц. Она признана одним из лидеров американского авангардного движения, предшественницей поп-арта и минимализма.

*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией

По материалам: spletnik.ru