## «Сделка» Театра Пушкина: Возвращение старой дамы и вопросы о мести
В честь юбилея заслуженной артистки России Веры Воронковой, Театр Пушкина представил премьеру спектакля «Сделка», созданного по мотивам пьесы Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Режиссер Игорь Теплов и драматург Алексей Житковский адаптировали классический текст, сократив число персонажей, но оставив неизменной основную сюжетную линию.
«Визит старой дамы» Дюрренматта, написанная более 70 лет назад, до сих пор пользуется огромной популярностью и имеет множество сценических интерпретаций и экранизаций. В России ее ставил Андрей Гончаров в Театре на Малой Бронной, а зрители помнят фильм Михаила Козакова с Екатериной Васильевой в главной роли. В свое время роль Клары Цаханассьян исполнила сама Ингрид Бергман.
Постановка театра Пушкина особенно актуальна сегодня: режиссер Игорь Теплов, известный по спектаклю «Космос» с Викторией Исаковой, подчеркивает, что пьеса Дюрренматта находит отклик в современной реальности. Тема предательства, стремление оправдать прошлое и поиск прощения остаются вечными и значимыми вопросами.
Сюжет спектакля разворачивается в угасающем городке Гюллен (условное местоположение где-то в Центральной Европе). После 45-летнего отсутствия туда возвращается Клара Цаханассьян, богатая миллиардерша. Город находится в глубоком кризисе: предприятия закрыты, жители обнищали. Приезд «блудной дочери» воспринимается как шанс на спасение.
Сценография Виктора Шилькрота передает атмосферу запустения и упадка: полуразрушенные железнодорожные пути, ржавые конструкции, серые и безликие костюмы жителей (работа Ирэны Белоусовой). В этот мрачный пейзаж врывается Клара Воронкова, ослепительно яркая и роскошная, с бутылкой шампанского и свитой из семи мужчин, включая слепого Боби (Виктор Васильев), слуг Роби (Сергей Миллер) и Тоби (Андрей Сухов).
«Одежда Клары и ее свиты – это яркий контраст с унылым окружением. Они словно приносят в город искру жизни, но одновременно вызывают напряжение», — отмечают зрители.
В этой атмосфере Клара, несмотря на свой внешний блеск, предстает сломленной и измученной женщиной: протезы после авиакатастрофы и открытая рана на душе – свидетельства ее переживаний. Она прибыла в Гюллен с целью мести Альфреду Иллу, своему бывшему возлюбленному, который много лет назад предал ее, бросив с ребенком на руках и лишив возможности получить признание отцовства.
Иллу, которого играет Андрей Заводнюк, предстоит столкнуться с последствиями своего поступка. Клара предлагает городу миллиард долларов в обмен на его жизнь.
Постановка содержит явные параллели с творчеством Михаила Булгакова: свита Клары напоминает свиту Воланда из «Мастера и Маргариты» — эффектная, хитрая и стремящаяся к справедливости, хотя и прибегая к сомнительным методам.
По мере развития сюжета жители города, движимые желанием улучшить свою жизнь, начинают поддаваться влиянию Клары. «Они сначала покупают дорогие сигареты и алкоголь в кредит, затем их дома заполняются холодильниками и телевизорами», — говорится в спектакле.
Страх за свою жизнь постепенно превращает Альфреда Илла в загнанного зверя. Даже местный учитель (Андрей Кузичев), ранее пытавшийся предостеречь его, произносит пламенную речь в поддержку «справедливости» и призывает к наказанию виновного.
В финале Клара добивается своего: большинство голосует за смерть Илла. Его окружают и убивают. Огромный гроб, привезенный Клары, отправляется вместе с ней на Капри.
Однако, в последней сцене, Клара предстает зрителю совсем другой — без маски роскоши, в простом пальто и без компрессионной шапочки. Она умиротворена, но в ее глазах читается грусть. Она наконец-то получила то, чего хотела: возмездие.
«Автор этой пьесы не стремится осудить своих героев, он скорее показывает сложность человеческой природы и поднимает вопросы о морали и справедливости», — пишет Фридрих Дюрренматт в примечаниях к пьесе.
Спектакль «Сделка» Театра Пушкина перекликается с романом Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», но, в отличие от романа о возмездии, у Дюрренматта месть не приносит искупления. Она лишь разрушает жизни и уродливо искажает человеческие судьбы.
Несмотря на мрачный сюжет, постановка сохраняет элементы черного юмора, ироничные диалоги и даже немного клоунады. Однако с первых сцен спектакль погружает зрителя в тревожную атмосферу, где люди теряют свое человеческое лицо, а героиня, пережившая боль и предательство, словно играет роль судьи, превращая город в декорацию для страшной моральной драмы.
Автор: Дарья Андреева